Вы вошли как Гость Приветствую Вас, Гость
 
Главная » Статьи » МАСТЕРСКАЯ » Плавсредства своими руками

Самодельные лодки

Двухместную рыбацкую лодку-плоскодонку конструкции Г. И. Селиванова может изготовить любой любитель-рыболов. Она проста в изготовлении, легко и быстро собирается и разбирается, складывается в гармошку со всеми внутренними деталями, занимает мало места. Ее можно транспортировать на любой легковой машине на багажнике сверху или внутри салона при откидывании переднего сиденья для пассажира. Вес лодки зависит от толщины доски и каркаса надстройки. В данной конструкции лодка весит 12 кг. Для удобства гребли весла можно переставлять в гнездах.

Две боковые доски, желательно без сучков, простругивают и формируют под размер, как показано на основном чертеже общего вида (рис. 8).

Рис. 8. Общий вид лодки-плоскодонки конструкции Г.И. Селиванова: 1 - доска боковая (2 шт. - левая и правая); 2 - брезент (2,5 м2); 3 - доска фанерная распорная (2 шт.); 4 - доска распорная для сиденья (2 шт.); 5 - доска промежуточная; 6 - рейки распорные для ног (6 шт.); 7 - весла (2 шт.); 8 - дюбель для фиксации (2 шт.); 9 - уголок (60x20x2, 4 шт.); 10 - шуруп Ø5x10 (12 шт.); 11 - дюбель (4 шт.)

По торцевому нижнему контуру на эти две боковые доски (рис. 9) прибивают брезент (рис. 10, а) гвоздями, желательно мебельными или толевыми с большой шляпкой, с частотой 50 мм. Места прибивки брезента к доске тщательно гудронят расплавленным битумом (марки 5) с двух сторон по шву, чтобы не просачивалась вода. Сам брезент с наружной и внутренней стороны пропитывают олифой, потом после просушки красят любой по цвету масляной краской.

Рис. 9. Позиция 1:
1 - доска боковая (2000x350 S = 15 мм, 2 шт - правая и левая); 2 - наконечники деревянные (1000x50 S = 15 мм, 4 шт.); 3 - трубка металлическая (Ø8x50 мм, 6 шт.); 4 - брусок (15x15 мм 1= 100 мм, 8 шт.); 5 - брусок (15x15 мм I = 290 мм, 8 шт.); 6 - брусок (15x15 мм I = 1300 мм, 4 шт.)

Рис. 10. Позиции 2 (а) и 3 (б):
1 - фанера (970x290 S = 5 мм); 2 - брусок (15x15 мм I = 970 мм, 2 шт.)

Бумагу к оклейке каркаса подготавливают так: положи ленту на кусок полиэтилена или клеенки, ее глянцевую сто рону смачивают теплой водой с помощью широкой плоско кисти. Глянцевая сторона должна стать равномерно влажной а обратная (матовая) — чуть заметно сырой. Увлажненную бумажную ленту укладывают на каркас, аккуратно смазанный казеиновым клеем. Наклеивать первый слой, намазывая его прямо по бумаге, нельзя, так как после этого он не будет впитывать изнутри корпуса олифу и грунт. Второй и последующие слои бумаги наклеивают, смазывая клеем «матовую (сухую) сторону увлажненной ленты. Ленты укладываются вперехлест с перекрытием в 1-2 см на сторону. Последний слой бумаги следует наклеивать очень аккуратно, не пачка клеем наружную поверхность: на нее будет наклеиватьс ткань нитроклеем или нитролаком, который к казеину при стает плохо. К штевням и привальному брусу бумагу прифор мовывают пальцами, делая разрывы в тех местах, где обра зуются складки и морщины. Эта работа требует известного навыка, поэтому желательно сначала попрактиковаться на каком-нибудь кусочке древесины соответствующей формы.

Число бумажных слоев определяется размерами корпуса, конструкцией каркаса и качеством бумаги, а также назначением лодки. В среднем при одном наружном слое ткани достаточно 5-6 слоев. На днище для прочности следует наклеить в промежутке между диагональными лентами еще 1-2 слоя продольных лент, кромка на кромку, тщательно заглаживая их стыки пальцами. Иногда с этой же целью между слоями бумаги вклеивают дополнительно слой тонкой, прочной ткани. Всю работу можно выполнить за один или за два приема, предварительно хорошо просушив первые слои. После сушки полностью оклеенный корпус (за счет усадки бумаги) становится гладким и очень жестким.
Перед оклейкой тканью корпус зачищают наждачной бумагой и грунтуют. Для этого следует применять грунты марки 138 или АГ-2 - к ним хорошо пристает нитролак, которым будет наклеиваться ткань.

После просушки лодку оснащают вспомогательными разборными конструктивными деталями. На боковые доски, с внутренней стороны, набивают направляющие бруски 15x15 мм (рис. 9, дет. 4, 5, 6). Доски распорные (рис. 10, б) изготавливают из фанеры, обитой сверху брусочками для жесткости. Распорные доски легко вставляются в вертикальные направляющие брусочки (рис. 9, дет. 5) и распирают по бортам лодку. Сверху на распорные доски накладывают сиденья (рис. 11), которые фиксируются уголками.

Рис. 11. Позиция 4:
1 - доска распорная для сидения (S = 15 мм); 2 - уголок из металла (60x20x2 мм, 2 шт.); 3 - шурупы (Ø5x10, 6 шт.)

Для удобства сидения (одному человеку) вдоль лодки кладут продольную доску (рис. 12, а), которую фиксируют двумя дюбелями, свободно проходящими в отверстия.

Рис. 12. Позиции 5 (а) и 6 (б)

Конструкцию весел и замка на веслах можно делать по усмотрению самого мастера (рис. 13). В данном случае замок вставляют свободно в отверстия трубок, вмонтированных в борт в трех местах для удобства. Дощечки под ноги (рис. 12, б) свободно вставляют в горизонтальные нижние направляющие брусочки 15х 15 мм (рис. 9, дет. 6). Лодку закрепляют на воде к какому-либо якорю при помощи бечевки, которую привязывают к специальному дюбелю в борту. Таким образом, лодка готова к рыбной ловле.

Рис. 13. Позиция 7:
1 - замок; 2 - петля (Ø6 мм); 3 - ручка деревянная (Ø30 мм I = 1020 мм); 4 - болт с гайкой (М6х25 мм); 5 - лопасть (300x200x100 S = 5 мм); 6 - шуруп (Ø5x10 мм, 3 шт.)

Самодельная складная лодка Матрёшка

«Лодка-матрешка» из фанеры конструкции Л. Африна состоит из частей, которые при перевозке складываются одна в другую, как кукла-матрешка (рис. 14). Такая лодка легка и удобна в транспортировке, ее можно перевозить в автобусе или в поезде. Она очень проста в изготовлении и весит всего 12-17 кг. Грузоподъемность 100-110 кг.

Рис. 14. Конструкция лодки из двух секций: 1 - обшивка; 2,3,4 - детали лодки; 5 - рейка

Для изготовления лодки понадобятся:

  • два листа 4-миллиметровой фанеры размером 1525 х1525 мм
  • широкая сосновая доска толщиной 1,5-2 см
  • тонкие рейки
  • полоски жести шириной 2-2,5 см (можно вырезать из консервных банок)
  • олифа
  • масляная краска
  • 50-миллиметровые гвозди.

Сначала из фанеры вырезают две заготовки обшивки 1 и заготовки из досок 2, 3 и 4, предварительно обив их с двух сторон обрезками фанеры. Вырезанные заготовки и листы фанеры в местах соединения обмазывают густой масляной краской, клеем «Феникс», «Уникум» или эпоксидным клеем.

Затем фанерную обшивку 1 прибивают к деталям 2, 3 и 4. Чтобы на краях фанеры не образовывались сколы, предварительно просверливают вдоль краев обшивки отверстия сверлом  Ø2 мм. Собранные носовая и кормовая части лодки соединяются так, чтобы носовая часть находила на кормовую на 3-4 см. Все места соединений обивают полосками жести, а перед обивкой промазывают поверхность густой масляной краской. После этого прибивают рейку-киль снизу лодки и рейки по бортам.

Готовую лодку обрабатывают изнутри и снаружи горячей олифой, а после просушки покрывают судно двумя слоями масляной краски с двух сторон, тщательно заделывая все щели и пазы. Носовую часть лодки изготавливают из плотного строительного пенопласта, листы которого склеивают эпоксидным клеем или масляной краской на натуральной олифе. После этого обтягивают нос лодки двумя-тремя слоями марли, пропитав их эпоксидным клеем или масляной краской на натуральной олифе. Готовый нос прикрепляют к носовой доске двумя болтами-шпильками. Из пенопласта делается и кормовая часть.

Весла лодки двойные, как у байдарки. Общая длина весла 220-240 см. Можно использовать готовые разборные металлические или деревянные байдарочные весла, которые имеются в продаже.

Самодельная разборная трёхместная лодка

Трехместная лодка конструкции И. Малевича состоит из 5 секций и имеет грузоподъемность 320 кг. Такую лодку может сделать даже человек, незнакомый с судостроением и имеющий лишь самые элементарные навыки работы с деревом. Для ее изготовления не потребуется специального оборудования и помещения, вся лодка собирается в комнате городской квартиры. Изготавливается она из весьма доступных материалов.

Эта самодельная лодка разработана как гребная, но благодаря усиленному транцу может быть оснащена подвесным парусом площадью 3,5 м2 или подвесным мотором. Выбор размеров - 3,3x0,98x0,32 - обусловлен необходимостью перевозить лодку на багажнике автомобиля, желанием сделать судно пригодным для самых разнообразных плаваний группой в составе 2-3 человек.

Корпус самодельной лодки состоит из пяти отсеков («ящиков»), которые при сборке стыкуются и обтягиваются стальным тросом (рис. 15). От сдвига секций вбок предохраняют выступы и гнезда в бортовых стрингерах (привальных брусьях). Такая конструкция позволяет собирать лодку в укороченном, двухместном варианте: средняя (третья) секция не устанавливается, а трос обтяжки берется более короткий.

Рис. 15. Общий вид и детали конструкции:
а - корпус (в расчлененном виде): 1 - стяжной трос, 2 - носовая секция, 3 - стыковые узлы наружного привального бруса, 4 - внутренний привальный брус, 5 - торцевая перегородка (диафрагма), 6 - обшивка борта (фанера толщиной 3 мм), 7 - обшивка дна (фанера толщиной 4 мм), 8 - натяжное устройство;
б - крепление уключины: 1 - подуключник, 2 - накладка, 3 - стяжной болт;
в - конструкции стыкового узла наружного привального бруса: 1 - привальный брус, 2 - шип, 3 - гнездо (кровельное железо), 4 - привальный брус следующей секции - устройство для натяжки троса: 1 - трос, 2 - резьбовая втулка, 3 - кронштейн, 4 - натяжной болт

Днищевые стрингеры установлены снаружи лодки - это создает эффект килей, что повышает устойчивость лодки на курсе. Подъем носа и кормы, обеспечиваемый небольшим завалом внутрь стыкуемых секций (на 4-5 мм) при подгонке, значительно повышает мореходные качества.

Постройку лодки начинают с изготовления бумажных выкроек всех бортовых, днищевых и переборочных фанерных деталей (рис. 16). После этого приступают к раскрою фанеры, учитывая, что все куски должны быть вырезаны вдоль волокон внешних слоев (рубашки). Делается небольшой припуск на обработку торцов. Детали бортов и переборок вырезают попарно. Затем нарезаются рейки для продольного и поперечного набора. Заготовки необходимо промаркировать двойной нумерацией: первая цифра - номер секции, а вторая - номер детали (например, 3-11 и т. д.).

Рис. 16. Чертеж лодки (а), конструкция корпуса (б) и шпангоутов (в):
1 - трос; 2 - банка (650x270x10 фанера, 3 шт.); 3 - диафрагмы (фанера S= 3)

По выкройкам карандашом наносят точный контур и места приклейки деталей набора (реек). Обе поверхности смазывают клеем, к ним прижимают рейки. Стыки соединяют вполдерева. Для защиты от сползания углы временно прихватывают небольшими гвоздями (не до конца). Сразу же, пока клей не застыл, борт переворачивают и укрепляют рейки со стороны фанеры шурупами 2x10 «змейкой» с шагом 50-60 мм. Заготовки внутренних переборок и транца делают точно так же. Для носовой секции прямолинейные рейки применить невозможно - они делаются клеенными из фанеры. Для этого нарезают 16 узких (30-32 мм) полосок фанеры длиной 650 мм. На толстой доске размером 700x200 мм рисуют в натуральную величину контуры верхней (привальный брус) и нижней (скуловой стрингер) реек. По контуру набивают 75-мм гвозди на глубину 15-20 мм. Затем полоски-заготовки смазывают клеем и вставляют в шаблон, образованный гвоздями. Чтобы плотнее стянуть полоски при сушке, у верха гвоздей пропускают змейкой шпагат. Вторую пару заготовок склеивают аналогично. Края склеенных заготовок обрабатывают напильником и шкуркой.

Из дубового бруска вытесывают форштевень (носовой брус). Для крепления концов привальных брусьев и скуловых стрингеров в нем делают врезки-углубления. Затем скуловые стрингеры, форштевень и носовую переборку соединяют на клею и шурупах, а верх форштевня связывают с верхом переборки временной планкой на шурупах. После этого сразу на клею и шурупах ставятся заготовки бортов, и сверху их «обхватывают» заготовки привальных брусьев. Необходимо проверить симметрию всей конструкции.

Через сутки, когда клей «схватится», накладывают днище и палубу, в которой предварительно вырезают отверстие 180x200 мм для багажного лючка. Затем на листе бумаги (желательно миллиметровки) рисуют один внутри другого квадраты и контур носовой секции, соответствующие размерам верхней части секции будущей лодки - это облегчит склейку секций и избавит от необходимости исправлять перекосы. На полу, на листе бумаги - шаблоне собирают на клею и шурупах все секции - сначала борта и переборки, а затем днищевые листы. После чего подгоняют и устанавливают привальные брусья (с шипами и гнездами), временно собирают лодку на болтах-стяжках и обрабатывают напильником и шкуркой. Эту операцию следует провести дважды.

Все секции и заготовки днищевых стрингеров дважды пропитывают горячей олифой. После второй пропитки выдерживают 4-5 дней. Высохшие секции слегка зачищают наждачной бумагой и еще раз собирают вместе для окончательного контроля всех стыков. Затем секции снаружи протираются тампоном, смоченным в бензине или уайт-спирите, для обезжиривания поверхности.

После этого днища всех пяти секций оклеивают стеклотканью на эпоксидном клее с добавкой 10-15% ацетона в качестве разбавителя. Края ткани загибают и спускают на борта на 50-80 мм. Одновременно узкими полосками - обрезками стеклоткани на том же эпоксидном клее закрепляют все внешние углы секций. Сразу же, пока смола не схватилась, на днище накладывают смазанные тем же клеем стрингеры и закрепляют шурупами 3x15 с шагом 80-100 мм.

Через двое суток (48 часов) после отвердения смолы лодку снова обрабатывают наждачной бумагой (особенно у края стеклоткани), а затем окрашивают первым слоем краски. После высыхания краски устанавливают все металлические детали, делают проводку стяжного троса, подгонку сидений (банок) и крышки лючка. Держатели уключин изготавливают склепыванием из кусков дюраля подходящей толщины. В крайнем случае - из дуба или бука с оковкой стальной полоской. Весла (разборные, распашные) делают из трех черенков от лопат, алюминиевых трубок подходящего диаметра, плотно входящих одна в другую, и алюминиевых лопастей размером 150x400x1,5 мм. Во вторую, третью и четвертую секции желательно сделать легкие слани по длине секций шириной около 400 мм. Они выполняются из реек 10x15 мм с шагом 25 мм, соединенных тремя узкими поперечными дюралевыми полосками.

Трос закрепляется петлей в натяжителе из килевой точки транца; далее он идет по обеим сторонам килевого стрингера до форштевня; на форштевне дважды перекрещивается в канавках под накладкой и возвращается к корме по бортам под привальным брусом; концы троса закрепляются в натяжителях в верхних углах транца (талрепах). Времени на постройку лодки потребуется приблизительно 150-200 часов (это зависит от столярной «квалификации» любителя).

все материалы взяты:http://www.katera-lodki.ru/3mestnlodka



Источник: http://www.katera-lodki.ru/3mestnlodka

Поделитесь c друзьями:


Сообщите нам о проблемах материала:


Категория: Плавсредства своими руками | Добавил: PLUVO (11.12.2010)
Просмотров: 25286 | Теги: Самодельная лодка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
  
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz 
.