Главная » Статьи » МАСТЕРСКАЯ » Плавсредства своими руками |
Двухместную рыбацкую лодку-плоскодонку конструкции Г. И. Селиванова может изготовить любой любитель-рыболов. Она проста в изготовлении, легко и быстро собирается и разбирается, складывается в гармошку со всеми внутренними деталями, занимает мало места. Ее можно транспортировать на любой легковой машине на багажнике сверху или внутри салона при откидывании переднего сиденья для пассажира. Вес лодки зависит от толщины доски и каркаса надстройки. В данной конструкции лодка весит 12 кг. Для удобства гребли весла можно переставлять в гнездах. Две боковые доски, желательно без сучков, простругивают и формируют под размер, как показано на основном чертеже общего вида (рис. 8). Рис. 8. Общий вид лодки-плоскодонки конструкции Г.И. Селиванова: 1 - доска боковая (2 шт. - левая и правая); 2 - брезент (2,5 м2); 3 - доска фанерная распорная (2 шт.); 4 - доска распорная для сиденья (2 шт.); 5 - доска промежуточная; 6 - рейки распорные для ног (6 шт.); 7 - весла (2 шт.); 8 - дюбель для фиксации (2 шт.); 9 - уголок (60x20x2, 4 шт.); 10 - шуруп Ø5x10 (12 шт.); 11 - дюбель (4 шт.) По торцевому нижнему контуру на эти две боковые доски (рис. 9) прибивают брезент (рис. 10, а) гвоздями, желательно мебельными или толевыми с большой шляпкой, с частотой 50 мм. Места прибивки брезента к доске тщательно гудронят расплавленным битумом (марки 5) с двух сторон по шву, чтобы не просачивалась вода. Сам брезент с наружной и внутренней стороны пропитывают олифой, потом после просушки красят любой по цвету масляной краской. Рис. 9. Позиция 1: Рис. 10. Позиции 2 (а) и 3 (б): Бумагу к оклейке каркаса подготавливают так: положи ленту на кусок полиэтилена или клеенки, ее глянцевую сто рону смачивают теплой водой с помощью широкой плоско кисти. Глянцевая сторона должна стать равномерно влажной а обратная (матовая) — чуть заметно сырой. Увлажненную бумажную ленту укладывают на каркас, аккуратно смазанный казеиновым клеем. Наклеивать первый слой, намазывая его прямо по бумаге, нельзя, так как после этого он не будет впитывать изнутри корпуса олифу и грунт. Второй и последующие слои бумаги наклеивают, смазывая клеем «матовую (сухую) сторону увлажненной ленты. Ленты укладываются вперехлест с перекрытием в 1-2 см на сторону. Последний слой бумаги следует наклеивать очень аккуратно, не пачка клеем наружную поверхность: на нее будет наклеиватьс ткань нитроклеем или нитролаком, который к казеину при стает плохо. К штевням и привальному брусу бумагу прифор мовывают пальцами, делая разрывы в тех местах, где обра зуются складки и морщины. Эта работа требует известного навыка, поэтому желательно сначала попрактиковаться на каком-нибудь кусочке древесины соответствующей формы. Число бумажных слоев определяется размерами корпуса,
конструкцией каркаса и качеством бумаги, а также назначением лодки. В среднем
при одном наружном слое ткани достаточно 5-6 слоев. На днище для прочности
следует наклеить в промежутке между диагональными лентами еще 1-2 слоя
продольных лент, кромка на кромку, тщательно заглаживая их стыки пальцами.
Иногда с этой же целью между слоями бумаги вклеивают дополнительно слой тонкой,
прочной ткани. Всю работу можно выполнить за один или за два приема,
предварительно хорошо просушив первые слои. После сушки полностью оклеенный
корпус (за счет усадки бумаги) становится гладким и очень жестким. После просушки лодку оснащают вспомогательными разборными конструктивными деталями. На боковые доски, с внутренней стороны, набивают направляющие бруски 15x15 мм (рис. 9, дет. 4, 5, 6). Доски распорные (рис. 10, б) изготавливают из фанеры, обитой сверху брусочками для жесткости. Распорные доски легко вставляются в вертикальные направляющие брусочки (рис. 9, дет. 5) и распирают по бортам лодку. Сверху на распорные доски накладывают сиденья (рис. 11), которые фиксируются уголками. Рис. 11. Позиция 4: Для удобства сидения (одному человеку) вдоль лодки кладут продольную доску (рис. 12, а), которую фиксируют двумя дюбелями, свободно проходящими в отверстия. Рис. 12. Позиции 5 (а) и 6 (б) Конструкцию весел и замка на веслах можно делать по усмотрению самого мастера (рис. 13). В данном случае замок вставляют свободно в отверстия трубок, вмонтированных в борт в трех местах для удобства. Дощечки под ноги (рис. 12, б) свободно вставляют в горизонтальные нижние направляющие брусочки 15х 15 мм (рис. 9, дет. 6). Лодку закрепляют на воде к какому-либо якорю при помощи бечевки, которую привязывают к специальному дюбелю в борту. Таким образом, лодка готова к рыбной ловле. Рис. 13. Позиция 7:
Самодельная разборная трёхместная лодкаТрехместная лодка конструкции И. Малевича состоит из 5 секций и имеет грузоподъемность 320 кг. Такую лодку может сделать даже человек, незнакомый с судостроением и имеющий лишь самые элементарные навыки работы с деревом. Для ее изготовления не потребуется специального оборудования и помещения, вся лодка собирается в комнате городской квартиры. Изготавливается она из весьма доступных материалов. Эта самодельная лодка разработана как гребная, но благодаря усиленному транцу может быть оснащена подвесным парусом площадью 3,5 м2 или подвесным мотором. Выбор размеров - 3,3x0,98x0,32 - обусловлен необходимостью перевозить лодку на багажнике автомобиля, желанием сделать судно пригодным для самых разнообразных плаваний группой в составе 2-3 человек. Корпус самодельной лодки состоит из пяти отсеков («ящиков»), которые при сборке стыкуются и обтягиваются стальным тросом (рис. 15). От сдвига секций вбок предохраняют выступы и гнезда в бортовых стрингерах (привальных брусьях). Такая конструкция позволяет собирать лодку в укороченном, двухместном варианте: средняя (третья) секция не устанавливается, а трос обтяжки берется более короткий. Рис. 15. Общий вид и детали конструкции: Днищевые стрингеры установлены снаружи лодки - это создает эффект килей, что повышает устойчивость лодки на курсе. Подъем носа и кормы, обеспечиваемый небольшим завалом внутрь стыкуемых секций (на 4-5 мм) при подгонке, значительно повышает мореходные качества. Постройку лодки начинают с изготовления бумажных выкроек всех бортовых, днищевых и переборочных фанерных деталей (рис. 16). После этого приступают к раскрою фанеры, учитывая, что все куски должны быть вырезаны вдоль волокон внешних слоев (рубашки). Делается небольшой припуск на обработку торцов. Детали бортов и переборок вырезают попарно. Затем нарезаются рейки для продольного и поперечного набора. Заготовки необходимо промаркировать двойной нумерацией: первая цифра - номер секции, а вторая - номер детали (например, 3-11 и т. д.). Рис. 16. Чертеж лодки (а), конструкция корпуса (б) и
шпангоутов (в): По выкройкам карандашом наносят точный контур и места приклейки деталей набора (реек). Обе поверхности смазывают клеем, к ним прижимают рейки. Стыки соединяют вполдерева. Для защиты от сползания углы временно прихватывают небольшими гвоздями (не до конца). Сразу же, пока клей не застыл, борт переворачивают и укрепляют рейки со стороны фанеры шурупами 2x10 «змейкой» с шагом 50-60 мм. Заготовки внутренних переборок и транца делают точно так же. Для носовой секции прямолинейные рейки применить невозможно - они делаются клеенными из фанеры. Для этого нарезают 16 узких (30-32 мм) полосок фанеры длиной 650 мм. На толстой доске размером 700x200 мм рисуют в натуральную величину контуры верхней (привальный брус) и нижней (скуловой стрингер) реек. По контуру набивают 75-мм гвозди на глубину 15-20 мм. Затем полоски-заготовки смазывают клеем и вставляют в шаблон, образованный гвоздями. Чтобы плотнее стянуть полоски при сушке, у верха гвоздей пропускают змейкой шпагат. Вторую пару заготовок склеивают аналогично. Края склеенных заготовок обрабатывают напильником и шкуркой. Из дубового бруска вытесывают форштевень (носовой брус). Для крепления концов привальных брусьев и скуловых стрингеров в нем делают врезки-углубления. Затем скуловые стрингеры, форштевень и носовую переборку соединяют на клею и шурупах, а верх форштевня связывают с верхом переборки временной планкой на шурупах. После этого сразу на клею и шурупах ставятся заготовки бортов, и сверху их «обхватывают» заготовки привальных брусьев. Необходимо проверить симметрию всей конструкции. Через сутки, когда клей «схватится», накладывают днище и палубу, в которой предварительно вырезают отверстие 180x200 мм для багажного лючка. Затем на листе бумаги (желательно миллиметровки) рисуют один внутри другого квадраты и контур носовой секции, соответствующие размерам верхней части секции будущей лодки - это облегчит склейку секций и избавит от необходимости исправлять перекосы. На полу, на листе бумаги - шаблоне собирают на клею и шурупах все секции - сначала борта и переборки, а затем днищевые листы. После чего подгоняют и устанавливают привальные брусья (с шипами и гнездами), временно собирают лодку на болтах-стяжках и обрабатывают напильником и шкуркой. Эту операцию следует провести дважды. Все секции и заготовки днищевых стрингеров дважды пропитывают горячей олифой. После второй пропитки выдерживают 4-5 дней. Высохшие секции слегка зачищают наждачной бумагой и еще раз собирают вместе для окончательного контроля всех стыков. Затем секции снаружи протираются тампоном, смоченным в бензине или уайт-спирите, для обезжиривания поверхности. После этого днища всех пяти секций оклеивают стеклотканью на эпоксидном клее с добавкой 10-15% ацетона в качестве разбавителя. Края ткани загибают и спускают на борта на 50-80 мм. Одновременно узкими полосками - обрезками стеклоткани на том же эпоксидном клее закрепляют все внешние углы секций. Сразу же, пока смола не схватилась, на днище накладывают смазанные тем же клеем стрингеры и закрепляют шурупами 3x15 с шагом 80-100 мм. Через двое суток (48 часов) после отвердения смолы лодку снова обрабатывают наждачной бумагой (особенно у края стеклоткани), а затем окрашивают первым слоем краски. После высыхания краски устанавливают все металлические детали, делают проводку стяжного троса, подгонку сидений (банок) и крышки лючка. Держатели уключин изготавливают склепыванием из кусков дюраля подходящей толщины. В крайнем случае - из дуба или бука с оковкой стальной полоской. Весла (разборные, распашные) делают из трех черенков от лопат, алюминиевых трубок подходящего диаметра, плотно входящих одна в другую, и алюминиевых лопастей размером 150x400x1,5 мм. Во вторую, третью и четвертую секции желательно сделать легкие слани по длине секций шириной около 400 мм. Они выполняются из реек 10x15 мм с шагом 25 мм, соединенных тремя узкими поперечными дюралевыми полосками. Трос закрепляется петлей в натяжителе из килевой точки транца; далее он идет по обеим сторонам килевого стрингера до форштевня; на форштевне дважды перекрещивается в канавках под накладкой и возвращается к корме по бортам под привальным брусом; концы троса закрепляются в натяжителях в верхних углах транца (талрепах). Времени на постройку лодки потребуется приблизительно 150-200 часов (это зависит от столярной «квалификации» любителя). все материалы взяты:http://www.katera-lodki.ru/3mestnlodka Источник: http://www.katera-lodki.ru/3mestnlodka Поделитесь c друзьями: | |||
Просмотров: 25318
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |