Предлагаемый вниманию самодеятельных судостроителей и различных
малых предприятий фанерный парусный тузик-картоп предназначен
как для прогулок, ближнего туризма и рыбной ловли, так и для начального обучения
плаванию под парусами в яхт-клубах и парусных кружках. Эксплуатация
лодки разрешена на закрытых водоемах и речных плесах при высоте
волны до 0,3 м, скорости ветра не более 6 м/с (3 балла) и удалении от берега до
500 м.
Максимально допустимая нагрузка - 200 кг, нормальная - 160 кг
или два взрослых человека.
На лодке может быть установлен подвесной
лодочный мотор «Салют» мощностью 2 л. с., под которым тузик с полной
нагрузкой развивает скорость около 8 км/ч. Предусмотрено вооружение типа кэт -
эффективным бермудским парусом площадью 4,65 м2 с раздвоенным
гиком-уишбоном, подобным применяемым на парусных досках. Однако можно
использовать и стандартный шпринтовый парус площадью 3,7 м2 от
детского швертбота класса «Оптимист». Тузик при этом несколько потеряет в
ходкости, но будет более остойчивым и безопасным. Уишбон можно заменить на
обычный гик, закрепив к его концам галсовый и шкотовый углы паруса. Однако в
этом случае низко расположенный гик создает неудобства для находящихся в лодке,
особенно — неопытных яхтсменов.
Разумеется, лодку можно построить и
использовать в чисто гребном варианте. В этом случае нет необходимости
изготавливать шверт, руль, мачту с парусом и другие детали парусного вооружения,
будет не нужно и весло-гребок, которое нередко заменяет при плавании под
парусами обычные распашные весла с уключинами. Тузик можно перевозить на верхнем
багажнике легкового автомобиля. При использовании качественных материалов и
аккуратном исполнении вес корпуса лодки не превысит 40 кг; все детали парусной
оснастки и весла могут укладываться внутрь лодки (если мачту сделать составной
из двух частей, соединяемых посредством трубчатой муфты).
Тузик рассчитан на греблю одной парой
распашных весел.
При плавании под мотором бензобак и другие тяжелые грузы лучше
сместить по возможности ближе к носу. Если при этом в лодке — один человек,
мотором рекомендуется управлять, используя удлинитель румпеля (его несложно
изготовить из дюралевой трубы, снабженной на одном конце хомутом для крепления к
рукоятке штатного румпеля мотора). При плавании под парусами экипаж тузика
должен располагаться, сидя на днище у наветренного (т. е. со стороны ветра)
борта и при перемене галса сразу же перемещаться на соответствующий борт.
Согласно существующим правилам, лодка должна оставаться на плаву и в случае ее
заливания волной или опрокидывания поддерживать плавающих рядом пассажиров.
Необходимая плавучесть обеспечивается за счет блоков из пенопласта общим объемом
не менее 30 дм3 (соответствует 30 л). Такие блоки следует приклеить к
бортам под носовым и кормовым сиденьями.