Вы вошли как Гость Приветствую Вас, Гость
 
Главная » Статьи » ВОДА » Выживание на воде

Выживание в море



 

ЧЕЛОВЕК В МОРЕ

Мо­ре. Оно в нас в бу­к­валь­ном смыс­ле сло­ва. В на­шей кро­ви со­ли рас­тво­ре­ны в той же про­пор­ции, что и в мор­ской во­де: их кон­цен­трация со­став­ля­ет 3,5%. Мы, как и дру­гие жи­вые ор­га­низ­мы, вы­шли из мо­ря, но, не­смот­ря на эту связь, от­но­сим­ся к не­му со сме­шан­ным чув­ст­вом. Мо­ре вну­ша­ет нам бла­го­го­ве­ние и страх. Оно так не по­хо­же на су­шу, вы­зы­вая ощу­ще­ние бес­пре­дель­но­сти и оди­но­че­ст­ва, под­сте­ре­гая нас да­же на бе­ре­гу. В мо­рях и океа­нах еже­год­но тер­пят кру­ше­ние де­сят­ки, а то и сот­ни боль­ших и ма­лень­ких су­дов. Но тра­ге­дия не толь­ко в том, что на дно мор­ское идут ко­раб­ли, а в том, что гиб­нут лю­ди, да­же те, кто ока­зал­ся на спа­са­тель­ных шлюп­ках и пло­тах. По­че­му же че­ло­век, рас­по­ла­гаю­щий проч­ной спа­са­тель­ной шлюп­кой, дос­та­точ­ным ко­ли­че­ст­вом во­ды и пи­щи на ее бор­ту, по­ги­ба­ет, не до­ж­дав­шись спа­се­ния? Ка­ко­ва глав­ная при­чи­на смер­ти че­ло­ве­ка, еще не на­хо­дя­ще­го­ся в дей­ст­ви­тель­но смер­тель­ных ус­ло­ви­ях? Ка­кие наи­боль­шие опас­но­сти ожи­да­ют в мо­ре по­тер­пев­ше­го ко­раб­ле­кру­ше­ние?

На­ко­п­лен боль­шой ми­ро­вой опыт борь­бы с мор­ской сти­хи­ей, а так­же опыт вы­жи­ва­ния в са­мых же­ст­ких ус­ло­ви­ях мо­ре­пла­ва­ния.

Фран­цуз­ский врач Ален Бом­бар со­вер­шил в 1952 го­ду оди­ноч­ное пла­ва­ние че­рез Ат­лан­ти­че­ский оке­ан на на­дув­ной ре­зи­но­вой лод­ке. Труд­но пе­ре­оце­нить под­виг Бом­ба­ра и прак­ти­че­скую цен­ность его транс­ат­лан­ти­че­ско­го рей­са. Он со­вер­шен­но пра­виль­но по­нял ог­ром­ную важ­ность пси­хо­ло­ги­че­ско­го или мо­раль­но­го фак­то­ра. Он пи­сал: "Жерт­вы ко­раб­ле­кру­ше­ния, по­гиб­шие преж­де­вре­мен­но, я знаю: вас уби­ло не мо­ре, вас убил не го­лод, вас уби­ла не жа­ж­да! Рас­ка­чи­ва­ясь на вол­нах под жа­лоб­ные кри­ки ча­ек, вы умер­ли от стра­ха… По­тер­пев­ший ко­раб­ле­кру­ше­ние, ли­шен­ный все­го по­сле ка­та­ст­ро­фы мо­жет и дол­жен со­хра­нять на­де­ж­ду. Вне­зап­но он по­став­лен пе­ред ди­лем­мой: жить или уме­реть, и он дол­жен со­брать все свои си­лы, всю во­лю к жиз­ни, все му­же­ст­во для борь­бы про­тив от­чая­ния."

На­ме­рен­но по­ста­вив се­бя в край­не тя­же­лые ус­ло­вия, Бом­бар в те­че­ние шес­ти­де­ся­ти пя­ти дней пи­тал­ся толь­ко тем, что да­ва­ло ему мо­ре – ры­бой и планк­то­ном. В те­че­ние че­тыр­на­дца­ти дней он уто­лял жа­ж­ду мор­ской во­дой, а со­рок три дня пил сок, вы­жа­тый из ры­бы. Пе­рио­ди­че­ски, ко­гда бы­ла та­кая воз­мож­ность, он упот­реб­лял и до­ж­де­вую во­ду.

Врач из Ли­бе­рии Хан­нес Лин­де­ман, так же как и Бом­бар, пе­ре­сек Ат­лан­ти­ку в оди­ноч­ку, не­пре­рыв­но ве­дя на­блю­де­ние за со­стоя­ни­ем сво­ей пси­хи­ки и ор­га­низ­ма в столь не­при­выч­ных для че­ло­ве­ка ус­ло­ви­ях.

Лин­де­ман ста­рал­ся по­ста­вить се­бя в труд­ные ус­ло­вия, близ­кие к тем, ко­гда че­ло­век по­сле ко­раб­ле­кру­ше­ния ока­зы­ва­ет­ся один на один с бу­шую­щей сти­хи­ей. Как ме­ди­ка и уче­но­го, его ин­те­ре­со­ва­ла про­бле­ма мо­раль­но­го и фи­зи­че­ско­го со­стоя­ния по­тер­пев­ше­го ко­раб­ле­кру­ше­ние.

Так же, как и Бом­бар, он пил мор­скую во­ду: еже­днев­но по пол-лит­ро­вой круж­ке. Уже на вто­рой день ее воз­дей­ст­вие ска­за­лось: опух­ли но­ги. Мас­саж, спе­ци­аль­ные уп­раж­не­ния – ни­че­го не по­мог­ло. А даль­ше по­шло еще ху­же. Са­мо­чув­ст­вие ста­ло сквер­ное, поя­ви­лась апа­тия. Стои­ло толь­ко пре­кра­тить пи­тье горь­ко-со­ле­ной вла­ги, как са­мо­чув­ст­вие рез­ко улуч­ши­лось. Ре­ак­ция ор­га­низ­ма на упот­реб­ле­ние оке­ан­ской во­ды, в лит­ре ко­то­рой рас­тво­ре­но при­мер­но три­дцать пять грам­мов со­лей на­трия, маг­ния, каль­ция и мно­гих дру­гих эле­мен­тов, со­вер­шен­но ес­те­ст­вен­на. Рез­кое уве­ли­че­ние кон­цен­тра­ции со­лей в кро­ви и тка­нях гу­би­тель­но, и смерть мо­жет на­сту­пить да­же рань­ше, чем от обез­во­жи­ва­ния ор­га­низ­ма.

Во вре­мя пла­ва­ния Лин­де­ман на соб­ст­вен­ном опы­те убе­дил­ся в ре­шаю­щей ро­ли пси­хи­че­ско­го со­стоя­ния че­ло­ве­ка в борь­бе за жизнь. Да­же ес­ли со­вер­шен­но ис­то­щен­ный че­ло­век не по­те­рял му­же­ст­ва и бу­дет бо­роть­ся до кон­ца, у не­го есть шанс на спа­се­ние. Сам Лин­де­ман ис­поль­зо­вал ме­тод са­мо­вну­ше­ния. Ста­ра­ясь со­вер­шен­но от­клю­чить­ся от внеш­не­го ми­ра и по­гру­зить­ся в соб­ст­вен­ные мыс­ли, он вну­шал се­бе, что обя­за­тель­но добь­ет­ся це­ли. "Не сда­вать­ся" – этот ло­зунг дол­жен быть мо­раль­ным "спа­са­тель­ным кру­гом" ка­ж­до­го по­тер­пев­ше­го ко­раб­ле­кру­ше­ние", – ут­вер­жда­ет Лин­де­ман.

Лин­де­ман до­ка­зал, что в океа­не по­тер­пев­ше­му ко­раб­ле­кру­ше­ние не та­к-то уж труд­но за­по­лу­чить ки­ло­грамм ры­бы в день. Этой пи­щи (око­ло 1000 ка­ло­рий) дос­та­точ­но, что­бы на­дол­го пре­дот­вра­тить ис­то­ще­ние, и че­ло­век, ока­зав­ший­ся за бор­том не по сво­ей во­ле, по­лу­ча­ет воз­мож­ность бо­роть­ся за жизнь.

Из­вест­ный пу­те­ше­ст­вен­ник Тур Хей­ер­дал пи­сал: "Мо­гу при­знать­ся, на­при­мер, что я бо­юсь ле­тать на са­мо­ле­те. Хо­тя я про­шел кур­сы па­ра­шю­ти­стов, в са­мо­ле­те я все вре­мя ду­маю: ес­ли сей­час что-ни­будь слу­чит­ся, са­мо­лет упа­дет в оке­ан и бу­дет по­гру­жать­ся; к сча­стью, все­гда на во­де ос­та­нет­ся ка­кая-ни­будь часть и мож­но за нее уце­пить­ся…"

За­пом­ни­те и стро­го со­блю­дай­те де­сять за­по­ве­дей вы­жи­ва­ния на мо­ре:

Мо­ре не вы­но­сит не­под­го­тов­лен­ных, по­это­му не от­прав­ляй­тесь в мор­ское пу­те­ше­ст­вие без спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки.

  1. Будь­те во­ле­вым, уве­рен­ным в се­бе че­ло­ве­ком.
  2. За­щи­щай­те се­бя от хо­ло­да (риск пе­ре­ох­ла­ж­де­ния).
  3. 3ащищайте се­бя от жа­ры (риск обез­во­жи­ва­ния).
  4. Ра­цио­наль­но ис­поль­зуй­те пре­сную во­ду.
  5. Из­бе­гай­те лиш­них дви­же­ний на во­де.
  6. Не упот­реб­ляй­те спирт­но­го.
  7. Не ешь­те, ес­ли не хва­та­ет пить­е­вой во­ды.
  8. Не пей­те мор­скую во­ду.
  9. Умей­те пе­ре­но­сить не­удоб­ст­ва и при­спо­саб­ли­вать­ся к экс­тре­маль­ным об­стоя­тель­ст­вам. Это ус­пех ва­ше­го вы­жи­ва­ния в мор­ской пу­чи­не.

 

Про­до­воль­ст­вие и сна­ря­же­ние.
На спа­са­тель­ных лод­ках и пло­ти­ках, а так­же на бор­ту са­мо­ле­тов име­ет­ся сна­ря­же­ние, пред­на­зна­чен­ное для ис­поль­зо­ва­ния в слу­ча­ях ава­рии в мо­ре. По­зна­комь­тесь со спи­ском ава­рий­но­го за­па­са и сна­ря­же­ния, на­хо­дя­ще­го­ся на бор­ту спа­са­тель­ной лод­ки, по­ряд­ком по­ки­да­ния то­ну­ще­го ко­раб­ля и пра­ви­ла­ми по­ве­де­ния и под­чи­нен­но­сти на бор­ту спа­са­тель­ной лод­ки. Изу­чи­те это сна­ря­же­ние, знай­те, где оно раз­ме­ще­но, а так­же умей­те им поль­зо­вать­ся. Убе­ди­тесь, что ту­да по­ло­же­ны при­спо­соб­ле­ния для лов­ли ры­бы. Ры­ба мо­жет быть един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком пи­щи и уто­ле­ния жа­ж­ды.


Во­да

 До­ж­де­вая во­да, лед и жид­ко­сти, на­хо­дя­щие­ся в ор­га­низ­ме мор­ских жи­вот­ных и рыб, яв­ля­ют­ся един­ст­вен­ны­ми ес­те­ст­вен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми пить­е­вой во­ды в мо­ре. Мор­ская во­да для пи­тья не при­год­на. Она лишь усу­губ­ля­ет жа­ж­ду и, обез­во­жи­вая тка­ни ор­га­низ­ма, уве­ли­чи­ва­ет вы­ве­де­ние жид­ко­сти из не­го че­рез поч­ки и ки­шеч­ник.

До­ж­де­вая во­да.
Для сбо­ра до­ж­де­вой во­ды ис­поль­зуй­те вед­ра, чаш­ки, кон­серв­ные бан­ки, мор­ской якорь, бре­зент для по­кры­тия лод­ки, па­ру­са, кус­ки чис­той ма­те­рии и лю­бые бре­зен­то­вые из­де­лия. Под­го­тав­ли­вай­те ем­ко­сти для сбо­ра во­ды рань­ше, чем в них воз­ник­нет не­об­хо­ди­мость. Ес­ли дождь ожи­да­ет­ся не­боль­шой, то бре­зен­то­вые ем­ко­сти ре­ко­мен­ду­ет­ся пред­ва­ри­тель­но смо­чить в мор­ской во­де. Прив­кус со­ли, пор­тя­щий до­ж­де­вую во­ду, бу­дет не­зна­чи­тель­ным, а смо­чен­ная влаж­ная ткань не бу­дет силь­но впи­ты­вать пре­сную во­ду. Ор­га­низм об­ла­да­ет спо­соб­но­стью удер­жи­вать во­ду, по­это­му ее на­до пить по воз­мож­но­сти боль­ше.

Лед
Лед из мор­ской во­ды те­ря­ет соль че­рез год и ста­но­вит­ся пре­крас­ным ис­точ­ни­ком пить­е­вой во­ды. Этот «ста­рый» лед мож­но оп­ре­де­лить по за­круг­лен­ным кра­ям и го­лу­бо­ва­то­му от­тен­ку.

Мор­ская во­да
При тем­пе­ра­ту­ре ни­же 0°С при­год­ную для пи­тья во­ду мож­но по­лу­чать из мор­ской во­ды. На­бе­ри­те мор­ской во­ды в со­суд и по­до­ж­ди­те, по­ка она за­мерз­нет. По­сколь­ку спер­ва за­мер­за­ет пре­сная во­да, то соль кон­цен­три­ру­ет­ся в ви­де мут­но­го сер­деч­ни­ка внут­ри кус­ка льда. Убе­ри­те эту соль, а ос­тав­ший­ся лед бу­дет дос­та­точ­но пре­сным, что­бы мож­но бы­ло не уме­реть от жа­ж­ды.

Мор­скую во­ду мож­но оп­рес­нять, поль­зу­ясь при­ми­тив­ным, но эф­фек­тив­ным сред­ст­вом, ес­ли в ва­шем рас­по­ря­же­нии име­ет­ся дос­та­точ­но ши­ро­кий кон­тей­нер, в цен­тре ко­то­ро­го по­ме­ща­ют бан­ку, обер­ну­тую тряп­ка­ми, смо­чен­ны­ми мор­ской во­дой, что бла­го­при­ят­ст­ву­ет ис­па­ре­нию во­ды. Кон­тей­нер за­кры­ва­ют пла­ст­мас­со­вой плен­кой, об­вя­зав с бо­ков ве­рев­кой и при­дав во­гну­тую фор­му с по­мо­щью гру­за в цен­тре. Ес­ли по­ста­вить его на солн­це, во­да нач­нет ис­па­рять­ся и кон­ден­сат бу­дет сте­кать к цен­траль­ной час­ти и мед­лен­но ка­пать в бан­ку. Чем силь­нее све­тит солн­це, тем боль­ше ко­ли­че­ст­во по­лу­чен­ной пить­е­вой во­ды.

На бор­ту спа­са­тель­ных ло­док и пло­ти­ков долж­ны быть на­бо­ры хи­ми­че­ских ве­ществ для уда­ле­ния со­лей из мор­ской во­ды. Ин­ст­рук­ции по их ис­поль­зо­ва­нию при­ла­га­ют­ся.

Во­да из рыб
В мя­ко­ти рыб со­дер­жит­ся око­ло 50% пре­сной во­ды. Са­мый про­стой спо­соб для из­вле­че­ния этой цен­ной жид­ко­сти – раз­ре­зать мя­коть на тон­кие ку­соч­ки и же­вать их тща­тель­но, не про­гла­ты­вая. Мно­го во­ды со­дер­жит­ся в глаз­ном яб­ло­ке, в спин­ном хреб­те, от­ку­да ее мож­но вы­са­сы­вать.

Не­боль­шое ко­ли­че­ст­во во­ды мож­но со­би­рать с по­мо­щью губ­ки, со­би­рая или ро­су, или кон­ден­сат внут­ри пло­та. По­тер­пев­шие, ока­зав­шие­ся в тро­пи­че­ских во­дах, мо­гут най­ти пре­сную во­ду на под­вод­ных кам­нях, барь­е­рах и ко­рал­ло­вых атол­лах на вы­со­те 15-25 см над уров­нем мо­ря (с уче­том при­ли­ва). Что­бы до­б­рать­ся до пре­сной во­ды, на­до от­ло­мить ку­сок или про­де­лать от­вер­стие в стен­ке ко­рал­ло­вых ри­фов.


Пи­ща

Мо­ре чрез­вы­чай­но бо­га­то раз­лич­ны­ми жи­вы­ми су­ще­ст­ва­ми. Труд­ность за­клю­ча­ет­ся в том, как по­лу­чить этот ис­точ­ник пи­щи. Ес­ли име­ют­ся ка­кие-ни­будь при­спо­соб­ле­ния для лов­ли ры­бы, то не ос­та­ет­ся ни­ка­ких со­мне­ний в том, что пи­щу се­бе вы до­бу­де­те; но да­же в том слу­чае, ес­ли у вас нет ни­ка­ко­го сна­ря­же­ния, по­ло­же­ние не без­на­деж­но.

Ры­ба
Прак­ти­че­ски лю­бая све­же­пой­ман­ная мор­ская ры­ба при­ят­на и по­лез­на не­за­ви­си­мо от то­го, при­го­тов­ле­на она или нет. В те­п­лых рай­онах у пой­ман­ной ры­бы на­до не­мед­лен­но уда­лить внут­рен­но­сти и жаб­ры. Ры­бу, ко­то­рую вы не съе­ди­те сра­зу, раз­режь­те на пло­ские уз­кие по­ло­сы и по­весь­те су­шить. Из 1 кг све­жей ры­бы по­лу­ча­ют око­ло 400 г вы­су­шен­ной пи­щи. Хо­ро­шо вы­су­шен­ная ры­ба съе­доб­на в те­че­ние не­сколь­ких дней. Не­вы­чи­щен­ная и не­вы­су­шен­ная ры­ба мо­жет ис­пор­тить­ся за пол­дня. Ни­ко­гда не ешь­те ры­бу, у ко­то­рой блед­ные, бле­стя­щие жаб­ры, за­пав­шие гла­за, вя­лая ко­жа и дряб­лое мя­со, или ес­ли она не­при­ят­но пах­нет. Све­жая ры­ба ни од­но­го из этих при­зна­ков не име­ет. Мор­ская ры­ба долж­на иметь за­пах со­ле­ной во­ды или чис­то рыб­ный за­пах. Уг­ри съе­доб­ны, но их мож­но спу­тать с мор­ски­ми змея­ми. Серд­це, кровь, ки­шеч­ник и пе­чень ры­бы съе­доб­ны. Киш­ки мож­но есть толь­ко в от­ва­рен­ном ви­де. Съе­доб­ны так­же и час­тич­но пе­ре­ва­рен­ные бо­лее мел­кие ры­бы, ко­то­рых мож­но об­на­ру­жить в же­луд­ках боль­ших рыб. Мя­со мор­ских че­ре­пах яв­ля­ет­ся пре­крас­ной пи­щей.

Лес­ка
Без лес­ки пой­мать ры­бу труд­но. Сде­лай­те проч­ную лес­ку из кус­ков бре­зен­та или па­ру­си­ны, рас­пус­кая их на нит­ки и свя­зы­вая нит­ки в ко­рот­кие пря­ди по три или бо­лее ни­ток в ка­ж­дой. Ис­поль­зуй­те так­же па­ра­шют­ные стро­пы, шнур­ки от бо­ти­нок или нит­ки, вы­дер­ну­тые из оде­ж­ды.

Ры­бо­лов­ные крюч­ки
Лю­бой че­ло­век при вы­хо­де в мо­ре дол­жен иметь про­стей­шие ры­бо­лов­ные сна­ря­же­ния, но ес­ли их не ока­жет­ся, то мож­но из­го­то­вить мас­су при­спо­соб­ле­ний для лов­ли ры­бы, ко­то­рые по­мо­гут вам вы­жить.

Крюч­ки мож­но сде­лать, ис­поль­зуя бу­лав­ки или за­ост­рен­ные пред­ме­ты, на­при­мер пил­ки для ног­тей, знач­ки, пти­чьи и ры­бьи кос­ти или ку­соч­ки де­ре­ва. Для то­го что­бы из­го­то­вить крю­чок из де­ре­ва, вы­режь­те це­вье крюч­ка, а на кон­це сде­лай­те вы­рез для по­ме­ще­ния жа­ла. За­ост­ри­те жа­ло так, что­бы его наи­бо­лее проч­ная часть со­став­ля­ла ост­рие крюч­ка. Для то­го что­бы скре­пить це­вье и жа­ло с бо­род­кой, ис­поль­зуй­те нит­ки из бре­зен­та.

Сма­сте­ри­те ры­бо­лов­ные блес­ны, ис­поль­зуя мо­не­ты или дру­гие пред­ме­ты, к ко­то­рым при­вя­жи­те за­щел­ки­ваю­щую­ся бу­лав­ку, оди­нар­ный или двой­ной крю­чок (рис. 1).

Кош­ка для сбо­ра во­до­рос­лей
Со­би­рай­те мор­ские во­до­рос­ли, ис­поль­зуя им­про­ви­зи­ро­ван­ную кош­ку, сде­лан­ную из кус­ка де­ре­ва, от­ко­ло­то­го от лод­ки или пло­та. Са­мую тя­же­лую часть это­го кус­ка ис­поль­зуй­те как ос­но­ва­ние, на ко­то­ром сде­лай­те три вы­ре­за для кре­п­ле­ния лап. Ла­пы при­вя­зы­вай­те под уг­лом 45°. При­вя­жи­те ве­рев­ку к верх­ней час­ти кош­ки и та­щи­те ее за пло­том.

При­ман­ка
В ка­че­ст­ве при­ман­ки для лов­ли круп­ных рыб ис­поль­зуй­те мел­кую ры­бу. Что­бы пой­мать мел­кую ры­бу, возь­ми­те сет­ку-подъ­ем­ник из ры­бо­лов­но­го сна­ря­же­ния. Ес­ли вы им не рас­по­ла­гае­те, сде­лай­те та­кой подъ­ем­ник из за­щит­ной про­ти­во­мос­кит­ной сет­ки, па­ра­шют­но­го шел­ка или тка­ни, при­вя­зав ее к кон­цам ве­сел. По­дер­жи­те та­кую сет­ку под во­дой, а за­тем вы­та­щи­те ее. Не вы­бра­сы­вай­те внут­рен­но­сти пой­ман­ных рыб и птиц с тем, что­бы в даль­ней­шем ис­поль­зо­вать их в ка­че­ст­ве при­ман­ки. Ис­поль­зуй­те так­же ку­сок цвет­ной тка­ни, яр­кую кон­серв­ную бан­ку или да­же пу­го­ви­цу от соб­ст­вен­ной ру­баш­ки. Дви­гай­те при­ман­ку в во­де так, что­бы соз­да­ва­лось впе­чат­ле­ние че­го-то жи­во­го. Ис­про­буй­те ее на раз­ных глу­би­нах.

Рыб­ная лов­ля в мо­ре. При­ми­те к све­де­нию сле­дую­щие со­ве­ты по по­во­ду рыб­ной лов­ли в от­кры­том мо­ре: 

  • Не бе­ри­те в ру­ки рыб с ши­па­ми или ост­ры­ми зу­ба­ми.  
  • Не при­вя­зы­вай­те лес­ку к ка­ко­му-ли­бо же­ст­ко фик­си­ро­ван­но­му пред­ме­ту: боль­шая ры­ба мо­жет ото­рвать его. Не на­кру­чи­вай­те лес­ку на ру­ку или дру­гую часть те­ла.  
  • Ес­ли на крю­чок по­па­лась боль­шая ры­ба, будь­те осо­бен­но ос­то­рож­ны, что­бы плот или лод­ка не оп­ро­ки­ну­лись.  
  • Бу­ду­чи в ре­зи­но­вой лод­ке, вни­ма­тель­но сле­ди­те, что­бы крюч­ком, но­жом или ост­ро­гой не про­ко­лоть ее.  
  • Ло­ви­те мел­ких рыб. Пре­кра­ти­те лов­лю, ес­ли за­ме­ти­те по­бли­зо­сти акул.
  • Сле­ди­те за ко­ся­ка­ми рыб, на­ли­чие ко­то­рых мож­но об­на­ру­жить по ха­рак­тер­ной ря­би вод­ной по­верх­но­сти. Мак­си­маль­но при­бли­жай­тесь к уви­ден­но­му ко­ся­ку, ес­ли это воз­мож­но.
  • Но­чью на­прав­ляй­те луч кар­ман­но­го фо­на­ри­ка в во­ду; для от­ра­же­ния лун­но­го све­та ис­поль­зуй­те ку­сок тка­ни (бре­зен­та). Ры­бы, при­вле­чен­ные све­том, мо­гут вы­ска­ки­вать из во­ды пря­мо на плот.
  • Мно­гих мел­ких рыб, на­обо­рот, при­вле­ка­ет тень. Под рас­тя­ну­тым над во­дой па­ру­сом или бре­зен­том мо­жет со­би­рать­ся ры­ба.
  • Мя­со лю­бых рыб, пой­ман­ных в от­кры­том мо­ре (а так­же пе­чень не­ко­то­рых рыб), съе­доб­но и в сы­ром, и в ва­ре­ном ви­де. Нель­зя ска­зать, что сы­рое мя­со ры­бы со­ле­ное или не­при­ят­ное.
  • Для охо­ты за круп­ны­ми ры­ба­ми сде­лай­те ост­ро­гу или гар­пун, при­вя­зав к вес­лу нож.
  • Ес­ли ры­бо­лов­ные при­над­леж­но­сти уте­ря­ны, по­пы­тай­тесь со­блаз­нить ры­бу пуч­ком при­вя­зан­ных к бе­чев­ке птичь­их или рыбь­их внут­рен­но­стей. Один че­ло­век, по­доб­ран­ный в от­кры­том мо­ре, со­об­щил, что ему по­доб­ным спо­со­бом уда­лось од­на­ж­ды за день пой­мать 80 рыб. Он да­вал ры­бе за­гло­тить пу­чок внут­рен­но­стей и вы­хва­ты­вал их на плот.
  • Бе­реж­но об­ра­щай­тесь с ры­бо­лов­ны­ми при­над­леж­но­стя­ми. Да­вай­те воз­мож­ность про­сох­нуть лес­кам и про­ве­ряй­те, не за­пу­та­лись ли в них крюч­ки. Са­ми крюч­ки тща­тель­но очи­щай­те.

Мор­ские во­до­рос­ли
Сы­рые во­до­рос­ли гру­бые, со­ле­ные и пло­хо пе­ре­ва­ри­ва­ют­ся же­луд­ком. Они по­гло­ща­ют во­ду из ор­га­низ­ма, по­это­му ешь­те их толь­ко в том слу­чае, ес­ли вы имее­те в изо­би­лии пить­е­вую во­ду. Тем не ме­нее, мор­ские во­до­рос­ли яв­ля­ют­ся очень важ­ным про­дук­том пи­та­ния, по­мо­гаю­щим вы­жи­ва­нию в от­кры­том мо­ре, так как в них обыч­но бы­ва­ет мно­же­ст­во мел­ких съе­доб­ных кра­бов, кре­ве­ток и рыб. Для со­би­ра­ния во­до­рос­лей ис­поль­зуй­те кош­ку. По­тря­си­те во­до­рос­ли над пло­том с тем, что­бы стрях­нуть все, что вы за­тем смо­же­те упот­ре­бить в пи­щу.

Планк­тон
Ско­п­ле­ния мил­лио­нов мель­чай­ших ор­га­низ­мов жи­вот­но­го и рас­ти­тель­но­го про­ис­хо­ж­де­ния же­ла­ти­но­об­раз­но­го ви­да, на­хо­дя­щие­ся во взве­шен­ном со­стоя­нии в во­де, пред­став­ля­ют для по­тер­пев­ше­го кру­ше­ние про­дукт вы­со­кой пи­та­тель­ной цен­но­сти со зна­чи­тель­ным со­дер­жа­ни­ем во­ды.

Планк­тон мож­но со­би­рать с по­мо­щью спе­ци­аль­ной очень час­той сет­ки, при­бук­си­ро­ван­ной к пло­ту, или лю­бо­го имею­ще­го­ся в ва­шем рас­по­ря­же­нии при­спо­соб­ле­ния: пла­ву­че­го яко­ря, за­кры­то­го в ниж­ней час­ти та­ким об­ра­зом, что­бы вы­хо­ди­ла во­да, а планк­тон ос­та­вал­ся, или ру­баш­ки, спу­щен­ной на во­ду от­кры­той ча­стью свер­ху.

За­пах планк­то­на не­при­ятен, но вы это­го не бой­тесь, его впол­не мож­но есть. Пре­ж­де чем на­чать есть, на­до уб­рать из «су­па» по­сто­рон­ние те­ла, ме­дуз и не­съе­доб­ные во­до­рос­ли.

Пти­цы
Ешь­те всех пой­ман­ных птиц. Ино­гда они са­дят­ся на плот или лод­ку или да­же, по рас­ска­зам оче­вид­цев, пря­мо на пле­чи че­ло­ве­ку. Ес­ли пти­цы пуг­ли­вы, по­пы­тай­тесь ло­вить их, пус­тив сза­ди за пло­том крю­чок с на­жив­кой или под­бра­сы­вая при­вя­зан­ный к лес­ке крю­чок с на­жив­кой в воз­дух.

В Се­вер­ной Ат­лан­ти­ке срав­ни­тель­но не­мно­го птиц и они в ос­нов­ном дер­жат­ся вдоль по­бе­ре­жий. Это так­же пол­но­стью от­но­сит­ся к се­вер­ной час­ти Ти­хо­го океа­на. В во­дах же юж­ных ши­рот мно­гие ви­ды птиц мож­но об­на­ру­жить на рас­стоя­нии со­тен миль от зем­ли.

Ча­ек, кра­чек, олуш и аль­бат­ро­сов мож­но пой­мать на крю­чок с при­ман­кой, пу­щен­ной за пло­том. Бук­си­руе­мый за пло­том ку­сок яр­ко­го ме­тал­ла (или ра­ко­ви­на) мо­жет при­влечь птиц на дис­тан­цию вы­стре­ла. Пти­цу лег­ко пой­мать, ес­ли она са­дит­ся на плот в пре­де­лах ва­шей до­ся­гае­мо­сти. Од­на­ко очень мно­гие пти­цы пуг­ли­вы и опус­ка­ют­ся вне пре­де­лов до­ся­гае­мо­сти. В этом слу­чае из­го­товь­те пет­лю для лов­ли птиц. Из двух от­рез­ков ве­рев­ки сде­лай­те сво­бод­ный пря­мой мор­ской узел, как это по­ка­за­но на рис. 2.


Рис. 2. Ловля птиц петлей

В центр пет­ли по­ло­жи­те в ка­че­ст­ве при­ман­ки ры­бьи внут­рен­но­сти или что-ни­будь дру­гое. Ко­гда пти­ца ся­дет, за­тя­ни­те пет­лей ее лап­ки. Пол­но­стью ис­поль­зуй­те пой­ман­ную пти­цу, не вы­бра­сы­вай­те пе­рья: их мож­но ис­поль­зо­вать для уте­п­ле­ния сво­ей обу­ви и оде­ж­ды.

При­зна­ки зем­ли
Об­ла­ка и не­ко­то­рые чет­кие от­ра­же­ния в не­бе яв­ля­ют­ся наи­бо­лее вер­ны­ми при­зна­ка­ми зем­ли. Не­боль­шие об­лач­ка дер­жат­ся над атол­ла­ми, ко­рал­ло­вы­ми об­ра­зо­ва­ния­ми и скры­ты­ми ри­фа­ми. Не­под­виж­ные об­ла­ка или их гря­ды час­то сто­ят во­круг вер­шин го­ри­стых ост­ро­вов или над по­бе­режь­я­ми ма­те­ри­ков. Та­кие не­под­виж­ные об­ла­ка лег­ко от­ли­чить, так как ос­таль­ные дви­жут­ся ми­мо них.

Дру­ги­ми при­зна­ка­ми зем­ли яв­ля­ют­ся вспыш­ки мол­ний и от­ра­же­ние све­та в не­бе. Мол­нии, на­блю­дае­мые в оп­ре­де­лен­ном рай­оне в ран­ние ча­сы, ука­зы­ва­ют на на­ли­чие по­бли­зо­сти гор­но­го рай­она, осо­бен­но это от­но­сит­ся к тро­пи­кам. В по­ляр­ных рай­онах чет­ко обо­зна­чен­ные яр­кие уча­ст­ки на се­ром не­бе яв­ля­ют­ся при­зна­ком пла­ву­че­го или при­бреж­но­го льда сре­ди от­кры­то­го вод­но­го про­стран­ст­ва. Лед при­бреж­ных за­ли­вов обыч­но бы­ва­ет бо­лее глад­ким, пло­ским и бе­лым, чем па­ко­вый лед. Та­кой глад­кий и бе­лый лед, осо­бен­но, ко­гда льди­ны на­хо­дят­ся в сжа­том со­стоя­нии, го­во­рит о на­ли­чии по­бли­зо­сти вхо­да в за­лив.

Зву­ки, по ко­то­рым мож­но су­дить о бли­зо­сти зем­ли, это по­сто­ян­ные кри­ки птиц в од­ном и том же на­прав­ле­нии, звук си­рен су­дов или сиг­наль­ных бу­ев, а так­же мно­гие дру­гие зву­ки, яв­ляю­щие­ся при­зна­ка­ми ци­ви­ли­за­ции.

При­зна­ка­ми бли­зо­сти зем­ли яв­ля­ют­ся так­же уве­ли­че­ние чис­ла птиц и на­се­ко­мых, на­ли­чие во­до­рос­лей, про­из­ра­стаю­щих в мел­ких во­дах.

Бли­зость зем­ли мож­но так­же оп­ре­де­лить по за­па­хам, ко­то­рые ве­тер мо­жет раз­но­сить на очень боль­шие рас­стоя­ния. Этот факт име­ет осо­бое зна­че­ние, ес­ли дви­же­ние пло­та или лод­ки про­ис­хо­дит в ту­ма­не или но­чью. На бли­зость зем­ли ука­зы­ва­ет так­же уве­ли­че­ние ко­ли­че­ст­ва про­плы­ваю­щей дре­ве­си­ны и зем­ной рас­ти­тель­но­сти, из­ме­не­ние цве­та во­ды, ко­то­рая ста­но­вит­ся бо­лее зе­ле­ной и гряз­ной.

Об­ра­ще­ние с ре­зи­но­вым пло­том
Шан­сы по­тер­петь ава­рию в от­кры­том мо­ре у са­мо­ле­та та­кие же, как у ко­раб­ля. На бор­ту тех и дру­гих име­ют­ся ре­зи­но­вые пло­ты. Умей­те об­ра­щать­ся с ни­ми.

Умей­те пра­виль­но на­дуть плот
Ес­ли ос­нов­ные ка­ме­ры пла­ву­че­сти на­дув­ные, поль­зуй­тесь на­со­сом или на­дуй­те их ртом. На­дуй­те так­же рас­по­ло­жен­ные кре­ст-нак­рест на­дув­ные си­де­нья, ес­ли сре­ди спас­ших­ся нет по­стра­дав­ше­го, ко­то­ро­му не­об­хо­ди­мо ле­жать. Ос­нов­ные ка­ме­ры на­дув­но­го пло­та долж­ны быть чет­ко ок­руг­лы­ми, но не на­тя­ну­ты­ми, как ба­ра­бан­ная ко­жа. В жар­кие дни страв­ли­вай­те воз­дух, так как в ка­ме­рах он рас­ши­ря­ет­ся.

Мор­ской якорь
Ес­ли вы на­ме­ре­ны ос­та­вать­ся по­бли­зо­сти от мес­та ко­раб­ле­кру­ше­ния или ава­рии са­мо­ле­та или вам не­об­хо­ди­мо вы­дер­жи­вать на­прав­ле­ние, ис­поль­зуй­те мор­ской якорь (рис. 3) или сде­лай­те вод­ный тор­моз из чех­ла пло­ти­ка или во­до­от­лив­но­го ве­дер­ка. Сле­ди­те за тем, что­бы фал от яко­ря не про­ти­рал стен­ки на­дув­но­го пло­та. Во вре­мя штор­ма якорь по­зво­лит вы­дер­жи­вать курс и диа­мет­раль­ную плос­кость пло­та по вет­ру.

Рис. 3. Самодельные морские якоря

За­щи­та от вет­ра и брызг
Дер­жи­те плот по воз­мож­но­сти су­хим. Во вре­мя штор­мо­вой по­го­ды со­ору­жай­те за­щит­ные при­спо­соб­ле­ния от вет­ра и брызг. Что­бы дер­жать плот в рав­но­ве­сии, ос­нов­ной груз рас­по­ла­гай­те в цен­тре. Ес­ли на пло­ту на­хо­дят­ся два че­ло­ве­ка или боль­ше, са­мый тя­же­лый из них дол­жен на­хо­дить­ся в цен­тре пло­та.

Утеч­ка воз­ду­ха
Ча­ще все­го утеч­ка воз­ду­ха про­ис­хо­дит че­рез кла­па­ны, швы или по­гру­жен­ную в во­ду по­верх­ность пло­та. Эти мес­та утеч­ки мож­но за­де­лать проб­ка­ми, ко­то­рые при­ла­га­ют­ся к на­дув­но­му пло­ту

Па­ру­са
Ни­ко­гда не дер­жи­те оба ниж­них кон­ца па­ру­са од­но­вре­мен­но при­вя­зан­ны­ми. Вне­зап­ный по­рыв вет­ра мо­жет оп­ро­ки­нуть плот. Обес­печь­те воз­мож­ность раз­дер­нуть один из па­рус­ных шко­тов или дер­жи­те его в ру­ках.

 

По­да­ча сиг­на­лов

Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во спо­со­бов по­да­чи раз­лич­ных сиг­на­лов при вы­жи­ва­нии в от­кры­том мо­ре. Это мо­гут быть ра­дио­мая­ки, сиг­наль­ные ра­ке­ты, кра­ся­щие мар­ке­ры, зер­ка­ла, свет, сви­ст­ки. Не сле­ду­ет ис­поль­зо­вать сред­ст­ва сиг­на­ли­за­ции, ес­ли вы не уве­ре­ны, что по­сы­лае­мые ва­ми сиг­на­лы бу­дут ус­лы­ша­ны или уви­де­ны. При от­сут­ст­вии средств сиг­на­ли­за­ции вспе­ни­вай­те во­ду вес­ла­ми.

Ра­дио­сиг­на­лы
Ес­ли спа­са­тель­ная лод­ка или плот ос­на­ще­ны ра­дио­ап­па­ра­ту­рой, дей­ст­вуй­те так, как из­ло­же­но в ин­ст­рук­ции по пра­ви­лам об­ра­ще­ния и по­да­чи сиг­на­лов.

Огонь и сиг­наль­ные ра­ке­ты
Ин­ст­рук­ции по ис­поль­зо­ва­нию ра­кет­ных пис­то­ле­тов, ра­кет, ды­мо­вых ша­шек и ава­рий­ных ог­ней (т.е. обыч­но­го обо­ру­до­ва­ния спа­са­тель­ной лод­ки) на­хо­дят­ся в во­до­не­про­ни­цае­мой упа­ков­ке вме­сте со сред­ст­ва­ми сиг­на­ли­за­ции, фо­нарь и руч­ной элек­три­че­ский фо­на­рик ис­поль­зуй­те для ос­ве­ще­ния и по­да­чи сиг­на­лов.

Сиг­наль­ные фла­ги
Луч­шим спо­со­бом ис­поль­зо­ва­ния сиг­наль­но­го фла­га яв­ля­ет­ся сле­дую­щий: два че­ло­ве­ка рас­тя­ги­ва­ют флаг, дер­жа его за че­ты­ре уг­ла, и по­во­дят им, что­бы яс­но бы­ли вид­ны цве­та фла­га. Сиг­наль­ные фла­ги, под­ня­тые на мач­те, вид­ны на боль­шие рас­стоя­ния.

Че­хол от лод­ки
Ис­поль­зуя бре­зент или ло­доч­ное по­кры­тие в ка­че­ст­ве тен­та, на­тя­ги­вай­те его цвет­ной сто­ро­ной вверх. Раз­ма­хи­вай­те им при при­бли­же­нии спа­са­тель­но­го ко­раб­ля.

Свист
Поль­зуй­тесь сви­стом при пло­хой ви­ди­мо­сти с тем, что­бы дать о се­бе знать спа­са­тель­ным су­дам или лю­дям на по­бе­ре­жье, это так­же по­мо­жет оп­ре­де­лить ме­сто­по­ло­же­ние дру­гих пло­тов, ко­то­рые ра­зо­шлись.

 

Ука­за­ния по мор­ской прак­ти­ке

На­блю­да­те­ли
Все на­хо­дя­щие­ся на пло­ту, кро­ме ра­не­ных и боль­ных, долж­ны не­сти вах­ту на­блю­де­ния. Ор­га­ни­зуй­те это так, что­бы вах­та бы­ла не­пре­рыв­ной. Ее про­дол­жи­тель­ность – не бо­лее 2 ч. На­блю­да­тель дол­жен сле­дить за по­яв­ле­ни­ем при­зна­ков зем­ли, а так­же за тру­щи­ми­ся мес­та­ми на пло­ту и за по­яв­ле­ни­ем те­чи. Вах­тен­ный дол­жен быть на­деж­но при­вя­зан к пло­ту

Пе­ре­дви­же­ние
Плот бу­дет дрей­фо­вать по вет­ру и те­че­нию. Поль­зуй­тесь этим, ес­ли дрейф идет в нуж­ном на­прав­ле­нии. Для ис­поль­зо­ва­ния си­лы вет­ра на­дуй­те силь­нее плот и си­ди­те вы­ше над пло­том. Вынь­те из во­ды мор­ской якорь и по­ставь­те па­рус. В ка­че­ст­ве ру­ля ис­поль­зуй­те вес­ло. Ес­ли на­прав­ле­ние вет­ра не­же­ла­тель­ное, опус­ти­те мор­ской якорь и ляг­те на дно пло­та, что­бы умень­шить пло­щадь со­про­тив­ле­ния вет­ру. Не под­ни­май­те па­рус до тех пор, по­ка вы не бу­де­те уве­ре­ны в том, что зем­ля близ­ко. Мор­ские те­че­ния не пред­став­ля­ют про­бле­мы, так как в от­кры­том мо­ре они ред­ко име­ют ско­рость бо­лее 9 – 12 км в су­тки.

Управ­ле­ние пло­том
При­ми­те все ме­ры пре­дос­то­рож­но­сти, что­бы ваш плот не пе­ре­вер­нул­ся. В штор­мо­вую по­го­ду спус­ти­те якорь с но­са пло­та и си­ди­те низ­ко. Не вста­вай­те и не де­лай­те рез­ких дви­же­ний. На слу­чай очень силь­но­го штор­ма имей­те за­пас­ной мор­ской якорь, ко­то­рый вы смо­же­те бро­сить в слу­чае уте­ри пер­во­го. Ес­ли плот все-та­ки пе­ре­вер­нул­ся, пе­ре­брось­те трос вос­ста­нов­ле­ния по­ло­же­ния (ко­то­рый име­ет­ся на мно­го­ме­ст­ных пло­тах) че­рез дни­ще пло­та. Под­плы­ви­те к дру­гой сто­ро­не пло­та, уп­ри­тесь од­ной но­гой в пла­ву­чую ка­ме­ру и тя­ни­те за пе­ре­бро­шен­ный трос. Ес­ли по­доб­но­го тро­са нет, взбе­ри­тесь на плот и ух­ва­ти­тесь за ле­ер на про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­не пло­та. Мед­лен­но со­скольз­ни­те об­рат­но в во­ду и по­тя­ни­те плот на­зад и вверх. Боль­шин­ст­во пло­тов на дни­ще име­ют спе­ци­аль­ные руч­ки, по­мо­гаю­щие вос­ста­нав­ли­вать по­ло­же­ние. Два­дца­ти­ме­ст­ные пло­ты не име­ют по­доб­ных при­спо­соб­ле­ний, так как их верх­няя и под­вод­ная сто­ро­ны аб­со­лют­но оди­на­ко­вы. За­би­рать­ся на од­но­ме­ст­ный плот на­до с уз­кой сто­ро­ны, по ме­ре воз­мож­но­сти со­хра­няя го­ри­зон­таль­ное по­ло­же­ние. Та­ким же об­ра­



Источник: http://survinat.ru

Поделитесь c друзьями:


Сообщите нам о проблемах материала:


Категория: Выживание на воде | Добавил: PLUVO (22.12.2010)
Просмотров: 766 | Теги: Выживание в море | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
  
Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz 
.