Главная » Статьи » ВООРУЖЕНИЕ » АВИАЦИЯ |
Перейдём к самому загадочному истребителю пятого поколения. Загадочному не в смысле секретности, а в смысле дальнейшей судьбы. Универсальный тут надо понимать в широком смысле: по сути, разрабатывались сразу три разных, хоть и очень похожих, самолёта: F-35A — самолёт для ВВС США и других стран, самая простая и недорогая версия; Источник aerospaceweb.org F-35B — самолёт для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании, с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Почему не полноценная вертикалка? Так ведь полностью заправленный топливом и с вооружением самолёт весит столько, что оторваться от земли вертикально ему не по силам. А вот после миссии — если выработал топливо и освободился от бомб и ракет — сесть можно и вертикально; Обратите внимание на отсеки за кабиной, именно там "вентилятор". F-35C — самолёт для ВМС США для полётов с авианосцев. Видим складные плоскости и увеличенную площадь крыла. Рис. papermodelers.com А заменить этими тремя версиями планировалось целую плеяду самолётов: истребитель F-16, Источник community.warplanes.com бронированный штурмовик A-10, Источник strategic-air-command.com палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18, Источник art-g.at американский штурмовик-вертикалку «Харриер» AV-8B, Источник fas.org и даже британский палубный Sea Harrier. Источник naval-technology.com Как видим, самолёты совершенно разные. УнификацияИдея сама по себе великолепна: унификация очень выгодна и в производстве, и в эксплуатации. Во-первых, резко снижается номенклатура запчастей, ведь многие из них одинаковы. А это особенно важно в боевых действиях. Во-вторых, для разных, по сути, самолётов производить можно множество одинаковых узлов. А это значит, что затраты на разработку и производственное оборудование можно будет разбросать на втрое (условно говоря) большее количество самолётов, то есть, себестоимость должна снизиться весьма существенно. Ну и целый ряд других преимуществ... Удивило не это. Дело в том, что мне как конструктору приходилось заниматься разработкой не слишком сложных типовых узлов, которые можно было бы применять на самых различных изделиях без всяких доработок. В дальнейшем конструктор сможет просто указать на чертеже, что сюда ставится такой-то типовой узел, и его уже не надо разрабатывать, а просто получить со склада. И я по себе знаю, насколько сложна эта задача. Простой пример: в одном изделии типовой узел ставится горизонтально, в другом — точно такой же узел, но он должен стоять вертикально. А у конструктора куча дополнительных проблем: другие условия охлаждения, доступ к точкам крепления и органам управления, защита от вибраций и т. д., и т. п. Причём, узел-то не должен стоить дороже, чем обычный, иначе зачем он вообще нужен? Чтобы разработать такое, нужен весьма изобретательный и изворотливый ум. А ведь это пример только для двух изделий, а если их несколько? Работа сложная и, честно сказать, во многом муторная, хотя и весьма полезная. Поэтому и удивил размах планов создания F-35. Скажем, для палубника нужно ведь не только предусмотреть тормозной гак и сделать складное крыло (чтоб не занимать много места в ангаре авианосца). Ещё нужно увеличить прочность шасси, поскольку посадка на палубу идёт без выравнивания: как шёл под каким-то углом по глиссаде, так с тем же углом и плюхнулся (это из-за того, что палуба гораздо короче аэродрома). А удар при посадке должно выдерживать не только шасси, но и сам самолёт, будь добр, увеличивай прочность, чтоб не получилось как в анекдоте: сам вдребезги, а галоши как новенькие. Кроме этого, солёная водяная пыль — страшная штука и для металла, и для оборудования самолёта. Исполнение и материалы совсем другие. Ещё желательно снизить посадочную скорость, а это значит, увеличить площадь крыла и/или усилить его механизацию. И дополнительное оборудование поставить, скажем, для посадки на палубу по «шару» или как-то ещё. Ну и так далее. И уж совсем другие требования предъявляются к вертикалкам. Они настолько другие, что совмещать и то, и другое в одном проекте нет ни малейшего смысла. Это даже не «коня и трепетную лань», а скорее «смесь бульдога с носорогом». Есть такие вещи, которые при попытке совмещения плохо работают: и истребитель плохой, и вертикалка плохая. Кому интересно, можно почитать статью конструктора КБ Яковлева о создании вертикалок Як: Вадим Абидин: «От "Харриера” до "Форджера”». Кстати, конструкторы КБ Яковлева активно участвовали в создании F-35. В частности, поворотное сопло полностью заимствовано с Як-141, множество других узлов — тоже. Но не они определяли концепцию, увы. И вот недавно стало известно, что работу по F-35B практически уже свернули, поскольку ВВС США отказались от замены ими штурмовиков A-10 Thunderbolt II. Остались лишь обычный и палубный варианты. В общем, если над всеми тремя проектами работает одна команда, то работа сильно затягивается множеством параллельно решаемых задач и утроением количества расчётов, а если три разных — то бесчисленными спорами и согласованиями. А потому, до сих пор во всём мире делали не так. Ведь унификация — это не новое слово в технике. Возьмём, к примеру, Су-27. Разработали, испытали, запустили в серию. А уже потом появилось целое семейство самых разных самолётов на базе Су-27: двухместный «командирский» Су-30; палубный Су-33; большой двухместный бомбардировщик Су-34 с возможностью встать в полный рост и размяться в дальнем полёте, и даже с кухней; максимально приближенный к пятому поколению Су-35 и т. д. При этом конструктор волен или использовать узлы и детали от Су-27, если они подходят, или разрабатывать новые, или же, разработав новую деталь, унифицировать её с Су-27... Зарубежные заказчикиДело
существенно осложнилось ещё и тем, что самолёт сразу предназначался не
только для США, но и на экспорт. Поэтому решили привлечь финансы от
будущих покупателей. Свою долю внесли Австралия, Великобритания, Дания,
Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция (список по алфавиту, а не
по внесённому вкладу). А желающих купить новый истребитель — ещё больше.
Но покупатель, как известно, всегда прав, а потому работа конструкторов
ещё осложнилась: типа, один требует, чтоб сбоку обязательно бантик
привязали, другой просит В таких условиях конструкторам не позавидуешь: оно ж при всём этом ещё и летать должно :) К опрометчивым решениям и неудачам проекта, которые привели к затягиванию начала производства и росту цены, добавился кризис, и страны начали отказываться от заказанных самолётов, что приводит, естественно, к ограничению финансирования и ещё большему росту цены, так как она зависит от количества самолётов в серии. Цепная реакция. НазначениеМенялась и концепция боевого применения. После того как F-22 оказался слишком дорогим, чтоб рисковать им в бою, стали говорить, что F-22 не должен лезть в бой, он должен находиться на удалении в 300-400 км от боя и управлять простыми и недорогими тридцать пятыми. Зачем при этом нужны специальные самолёты управления типа AWACS, и как быть иностранным покупателям, которым F-22 «не положено», не пояснялось. Да и оборудование F-22 мы хорошо знаем из предыдущей статьи, сможет ли он кем-то управлять — ещё очень большой вопрос. То ли по этой причине - с целью заменить не слишком удачный и сырой F-22 - то ли следуя пожеланиям иностранных заказчиков (а скорее и то, и другое вместе), F-35 решили сделать более многофункциональным, способным работать автономно. А потому цена F-35 стала быстро расти (ну, традиционно же ж!), и едва ли не достигла стоимости F-22. F-35 обойдутся Японии в $240 млн. за штуку. К чему это приведёт, не знает никто, включая самих разработчиков, так что запасаемся попкорном... Что же сделано?Ну, хватит о грустном, посмотрим лучше на характеристики F-35. Они тоже вещь в себе, везде разные, как я уже говорил. Поэтому, не особо напрягаясь, возьмём их из Википедии, поскольку тамошние ребята оперативно правят статьи, отслеживая все изменения в проекте. Роскошный обзорОсобо выдающегося, впрочем, в нём ничего не было, кроме одной радикальной новинки английской разработки: шлем под названием «прозрачная кабина» или «Божий глаз». Вся информация от всех приборов, локаторов, прибора ночного видения, датчиков и т. д. обрабатывается и в удобном, надо полагать, виде выводится на стекло шлема. Любопытно получилось когда-то, кстати, с нашлемной системой целеуказания. В чём суть? В самолётах второго поколения для захвата цели нужно было сблизиться на должное расстояние, направить нос самолёта точно на цель, чтоб она была по центру экрана локатора, и нажать кнопку «захват». В результате антенна РЛС следит только за этой целью, но ничего больше не видит. В самолётах третьего поколения нужно было кнюппелем (типа маленького джойстика) выбрать нужную цель на экране, и можно захватывать. В МиГ-29 сделали систему, в которой достаточно посмотреть на цель и нажать кнопку «захват». Пока противник прицеливается, ты уже можешь пускать по нему ракету. Американцы сделали это первыми, но неудачно, и они отказались от её использования на F-15 и F-16. Да и на F-22 подобная система появится только в будущем, после второй модификации. А у нас она давно работает и на МиГ, и на Су, и на вертолётах... В комплекте со шлемом на F-35 работает электронно-оптическая система, которая, в отличие от обычного оптического локатора, состоит из шести оптосенсоров, раскиданных по самолёту. Она, по словам разработчиков, позволяет обнаруживать наземные и воздушные цели, осуществлять навигацию при полете днем и ночью, предупреждать о ракетной атаке самолёта, обнаруживать точки пуска ракеты, позиции работающей зенитной артиллерии, производить пуск ракеты воздух-воздух по цели, летящей за самолётом, то бишь, сбивать самолёт, который тебя преследует (на некоторых версиях Су-27 для этой цели стоит ещё одна РЛС в хвостовой части самолёта, а часть ракет можно подвешивать «задом наперёд»). Лапша на ушиНо, как всегда при чтении подобных статей, приходится слишком часто стряхивать лапшу с ушей. Ведь большинство перечисленных возможностей обеспечивает и обычный оптиколокатор, разница только в углах обзора. Особенно доставляет заявление, что дальность её - до 1300 км. Что??? Невероятно! Но тут же в скобочках: выгорающая вторая ступень ракеты Falcon 9. Сразу вопрос: что же это за ракета такая, с двумя-то ступенями?? Гуглим и выясняем, что это — не боевая, а космическая ракета. Вы видели, какая чумовая моща пламени бушует при старте космического корабля? Чем же тут хвастаться? Её только слепой не увидит. С той же степенью «правдивости» можно было написать, что дальность системы — 150 миллионов километров, а в скобочках приписать: (Солнце)... Falcon 9. Фото wired.com И напомню, что на F-22 поначалу отказались даже от обычного оптиколокатора, с одним «глазом», из-за его дороговизны, а тут их практически шесть... Другие особенностиКроме уникального шлема, есть и здоровенный панорамный дисплей, размерами аж полметра на 20 сантиметров, сенсорный и с возможностью управления голосом. Ну, управление голосом, если и взаправду внедрят, ещё породит кучу анекдотов (кстати, как насчёт экспортных вариантов? Японский, итальянский, турецкий, иврит? Или идиш? А израильские лётчики, случаем, не русским матом пользуются в полёте?), а вот размеры дисплея говорят о том, что второго, и тем более третьего, там нету. Важнейший элемент оборудования - без дублирования. Фото darkgovernment.com Но вернёмся к остальным данным F-35. Его РЛС с АФАР способна работать и по воздушным, и по наземным целям. Вооружение самое разнообразное, но внутренних точек подвески всего лишь четыре, плюс шесть внешних. То бишь, его невидимость весьма условна. Двигатель — один, модификация того же движка, что стоит и на F-22, вот только там их два, а поскольку масса самолётов близка, то прощай и безфорсажный сверхзвук, и сверхманёвренность, так как удельная тяга меньше единицы. Да и на форсаже максимальная скорость всего 1900 км/час. Столько же, сколько у здоровенного, 45-тонного бомбёра Су-34... То есть, видим, что его принадлежность к пятому поколению весьма сомнительна, а все достоинства супер-пупер-шлема перечёркиваются этими недостатками. Недаром австралийцы заявили, что F-35 — это самолёт третьего поколения с элементами пятого и обозвали его технической ошибкой. Именно поэтому они и требуют F-22 взамен... Сообщалось, что «Самолеты F-35 во время смоделированного воздушного боя против истребителей «Су», были разбиты российскими самолетами в пух и прах». Они же составили очень любопытную таблицу, в которой выставили оценки ряду современных самолётов: F-22A Raptor, T-50 PAK-FA, китайский J-12/J-XX, F-35 JSF и Su-35S. Оценки произведены по ряду параметров, а затем выведена суммарная оценка (за перевод технических терминов спасибо Вадиму Мединскому). Обратите внимание, в списке достойных истребителей даже не рассматриваются ни Еврофайтер, который, по мнению самих европейцев, претендует на пятое поколение, ни французские, ни шведские истребители.
Объяснение по интерпретации цифр таблички от авторов: (-1) - по данному критерию не отвечает требованиям к истребителю 5 поколения (красный цвет); (0) - по данному критерию отвечает требованиям к истребителю 5 поколения (жёлтый); (+1) - по данному критерию превышает минимальные требования к истребителю 5 поколения (зелёный). Общая сумма баллов 0 - означает, что самолёт можно классифицировать, как истребитель 5 поколения; сумма баллов выше нуля - означает то же самое, но указывает, что самолёт имеет существенные преимущества в чём-либо. Чем выше сумма баллов, тем более самолёт заслуживает оценки "улучшенный самолёт 5 поколения"; сумма баллов ниже нуля - означает, что самолёт не отвечает требованиям к истребителям 5 поколения. Чем ниже значение, тем дальше самолёт отстоит от этих требований. JSF заслужил оценку в -8 по 14 критериям оценки. Это оставляет место лишь для одного - очевидного - вывода в его отношении. Иными словами, может это будет и неплохой самолёт, но на 5 поколение он никак не тянет. Заметьте, по мнению австралийских аналитиков, даже Су-35 можно считать улучшенным самолётом пятого поколения. Китайские чипыПоявились и две совсем уж неприятные проблемы, причём не только на F-35, а во всей оборонке США. Первая — это китайские чипы с «закладками». «После сканирования чипа на наличие необычных функций был обнаружен бэкдор, помещённый туда производителем и способный снять криптографическую защиту с микросхемы, поменять ключ AES, получить доступ к незашифрованному потоку или вывести устройство из строя. Исследователям удалось извлечь секретный ключ, который активировал бэкдор. Как сообщается, данная микросхема широко используется во многих военных системах, включая вооружение, атомные станции и общественный транспорт. По мнению Скоробогатова, такой бэкдор можно применить как оружие в качестве своего рода продвинутого варианта Stuxnet. Масштаб и последствия такой атаки представляют огромную угрозу для национальной безопасности и общественной инфраструктуры». Другая проблема тоже связана с китайскими чипами, но она ещё более дикая, даже не верится: «Сенатский Комитет по вооружениям опубликовал шокирующий доклад о многочисленных поставках контрафактной электроники для американской армии. Речь в этом 70-страничном документе идет прежде всего о китайских компаниях, которые собирают бракованные электронные компоненты со всего мира, удаляют с них все опознавательные знаки, отмывают, ремонтируют, а затем перепродают американским посредникам как новые. Комитет провел годичное исследование, в ходе которого выяснилось, что только за период с 2009 по 2010 годы около миллиона подозрительных деталей и компонентов нашли свой путь в систему снабжения Министерства обороны и были использованы в производстве «критических» военных систем. Среди них авторы доклада называют вертолеты SH-60B, военно-транспортные самолеты C-130J и C-27J, а также новейшие противолодочные самолеты P-8A Poseidon, первый из которых был передан военно-морским силам всего три месяца назад». Ш(У)тка? Может быть. А возможно, что обнаружили это в ходе анализа отказов техники, скажем, в Афганистане. И если вторая проблема, в принципе, решается, то с первой разбираться нужно очень серьёзно. Ведь даже успешное применение техники с этими чипами в других странах ни о чём не говорит. Если закладки есть, то, во-первых, Китай никогда в этом не сознается, а, во-вторых, он использует возможность вывода из строя американской техники только при нападении на сам Китай, и не ранее. И простого выхода из этой ситуации нет. Идиотские идеи «постиндустриализма» с выводом львиной доли производства в другие страны привели к тому, что своего производства почти не осталось. Возродить его — проблема из проблем. Это нужны и деньги, и специалисты, и... годы... А ведь попали в зависимость не от дружественной Англии или Израиля, а от врага-конкурента Китая. Да и России тоже, кстати. Титан в мире достаточно распространён, и без России вполне можно было обойтись. Но... уж очень капризен он в производстве. Тот, кто пробовал просверлить небольшое отверстие в мягкой меди, представляет хотя бы часть проблем: сверло клинит в вязком металле и ломается. Титан гораздо капризнее. А потому решили заказывать изделия в России... Не знаю, можно ли назвать эту беспечность преступлением, но в СССР было строжайшее правило: боевая техника делается исключительно из отечественных комплектующих. Нет, конечно, можно было закупать по импорту станки для производства этой техники, можно было кормить лётчиков шоколадом, который в России не растёт, но сама техника только отечественного производства. В самых исключительных случаях, если уж без импорта обойтись было никак нельзя, то закупалось сразу такое количество комплектующих, чтоб хватило и на всю серию, и на все ремонты, включая случаи возможных боевых действий. Правда, я так и не видел ничего импортного, даже из стран Варшавского блока, только всё отечественное. СкандалыВсе эти проблемы уже регулярно оборачиваются скандалами. Сразу после полёта российского ПАК ФА, министр обороны США Роберт Гейц отправил в отставку ответственного за проект истребителя пятого поколения F 35 генерал-майора Дэвида Хайнца. Начало серийного производства пока что перенесли на 2019 год. Общее количество отложенных покупок F-35 в сумме на сегодня составило 179 единиц на сумму в 15,1 миллиарда долларов, из-за чего гендиректор Lockheed Martin Боб Стивенс (Bob Stevens), едва дождавшись 60-летнего возраста и вздохнув с облегчением, заявил о желании оставить пост с 1 января 2013 года. Раньше, видимо, не отпускают :) Почему так получается?Так почему же американцам так чудовищно не везёт уже со вторым истребителем? Ведь умели же раньше делать одни из лучших в мире самолётов? Есть у меня одно предположение (ну, кроме монотонно ухудшающегося образования, конечно), хотя на истину в последней инстанции не претендую. Начну издалека. Помнится, полвека назад в школах был предмет «чистописание», перьевые ручки с чернильницами, тетрадки в косую линейку и т. д. Детей учили красиво и разборчиво писать. Потом появились шариковые ручки (учителя долго протестовали против них), и постепенно предмет отменили. Ну и ладно, невелика потеря вроде. Потом появились карманные калькуляторы, учителя их тоже запрещали. Но прогресс оказался сильнее, смирились. Какие потери тут? Ну разучились умножать в столбик, ну приёмы быстрого счёта в уме никто не знает. Забыты таблицы Брадиса и логарифмические линейки. Страшно? Вроде бы нет. Разве что в магазине сдачу не проверишь. Но вот есть у меня инженерный калькулятор весьма именитой японской фирмы. Великое множество функций, питание от солнечной батарейки и прочие прелести. И вот он имеет милую привычку иногда «ошибаться» в цепочечных вычислениях (когда делаешь последовательные вычисления без нажатия клавиши «=»). Хорошо, что у меня есть ответная привычка грубо прикидывать в уме, похож ли результат на правду. Если это сдача в магазине, то не смертельно. Если вы авиконструктор, ваша ошибка может привести к гибели сотен человек. Если вы проектируете атомную электростанцию, ваша ошибка может привести к гибели миллионов... Уже серьёзнее, правда? А потом появились компьютеры, а вместе с ними — системы автоматизированного проектирования, САПР, или CAD по-ихнему. Сначала простейшие, которые скорее тормозили, чем ускоряли работу, а сейчас они достигли такого уровня, что практически весь проект можно сделать не вставая из-за компа, а потом передать его прямо в станки с ЧПУ, без лишних уже чертежей. Спросите молодого станочника, что такое синька, он и не скажет небось. А уж почему «синька», если она совсем не синяя, не знает уже почти никто. САПРы исключительно полезны. Например, проектируете вы электродрель с электронным регулятором и прочими наворотами. Современный САПР позволяет разработать и корпус, и механику редуктора со всеми шестерёнками, и разработать электродвигатель, и электронику, а потом связать всё это вместе и на том же компе промоделировать работу дрели в разных режимах. Грубо говоря, комп прикидывается дрелью и работает как дрель. Только что дырок не сверлит. Зато в серию дрель пойдёт без всяких ошибок. То же самое в авиации, например, взять САПР «Катя» (CATIA), на котором и проектировался F-35. Если раньше новые самолёты после газовок и пробежек по земле начинали с короткого отрыва от полосы, чтоб узнать, способен ли он летать вообще, то сейчас первый полёт уже может длиться около часа, как в случае с ПАК ФА. Плохо это? Нет, великолепно! Но есть и побочные явления. «Мозги» в САПР закладывали программисты вместе с очень опытными дядями-конструкторами и учёными. И постепенно часть конструкторов, пользующихся компами, привыкла к такому стилю работы, который можно сравнить с детскими кубиками, из которых складываешь картинку. Ни шагу в сторону! Нарисовать свою картинку, которой нет на кубиках, уже не можем. А ведь умные дяди-конструкторы, как бы ни были они умны, в принципе не могли предусмотреть всего, что понадобится в будущем... Беседовал я недавно с одним «русским американцем», который чистосердечно уверен, что его дело — тупо следовать такому алгоритму, а изобретать — это дело изобретателей. Которые если что-то и изобретут, то применить это он вряд ли сможет, к слову говоря :) В САПРе ведь этот вариант не предусмотрен. Да и откуда сторонний изобретатель узнает, что именно тебе нужно? А ты сам-то патенты часто проглядываешь? Или никогда и не видел?.. :) Раньше таких «конструкторов», без творческой жилки, называли ремесленниками, и это считалось ругательством. Теперь это норма жизни... Вот такая сложная судьба у F-35. Следующие на рассмотрении — Су-35 и ПАК ФА. Но, боюсь, не скоро. Источник: http://kramtp.info/news/18/full/id=22180; Поделитесь c друзьями: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 460
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |