Горный
велосипед, да и вообще велосипед, сложно себе представить без системы
амортизации (разве что шоссейные велосипеды), и это вовсе не дань моде -
это эффективные и на сегодняшний день довольно доступные технологии
повышения управляемости и комфортности езды на велосипеде.
Большинство
велосипедов (горных) оборудовано передней амортизационной вилкой
(хардтейлы) - это стало возможным после снижения стоимости
амортизационных вилок и выхода на рынок множества достаточно недорогих
моделей от ведущих производителей. Двухподвесы (велосипеды с передним и
задним амортизатором) не столь распространены, так как представлены или
специфическими велосипедами для скоростного спуска (DownHill) или же
дешевыми подделками, а качественные легкие, быстрые и надежные
двухподвесы для гонок и кросс-кантри очень дороги.
Основные
преимущества амортизационных вилок - контакт с поверхностью, контроль и
управляемость - это главное, что обеспечивает хорошая амортизация.
Благодаря амортизационной вилке переднее колесо велосипеда плавно и без
ударов проходит бугры и ямы, даже на большой скорости не теряет контакт с
поверхностью, соответственно, контролировать велосипед становиться
проще, возрастает проходимость велосипеда, становится легче преодолевать
дорожные неровности. Так что амортизационная вилка позволяет
велосипедисту проходить неровности на более высокой скорости и, самое
главное, тратить при этом меньше своей энергии - это улучшает
результаты, уменьшает усталость (увеличивает комфортность езды) и износ
компонентов велосипеда.
К отрицательным сторонам велосипедных
амортизационных вилок стоит отнести более высокий, чем у жестких вилок,
вес и, конечно же, потеря части энергии при раскачивании (когда вы
крутите педали часть передаваемого усилия поглощается амортизацией)
особенно при силовом педалировании и езде в гору. Однако амортизационные
вилки вилки становятся все более и более легкими, к тому же на многих
есть настройки, позволяющие сделать амортизационную вилку более жесткой
(или наоборот) или же вообще заблокировать ее ход.
Большинство
амортизационных вилок построено по принципу телескопа (труба меньшего
диаметра в трубе большего) и состоят из ног - труб большего диаметра, в
которых собственно и расположен амортизатор, по которым ходят внутренние
трубы (поршни вилки) на их стыке установлены манжеты - для
предотвращения попадания пыли и грязи во внутрь вилки. Ноги вилки обычно
соединяются бустером (гориллой) для усиления конструкции, на ногах
вилки так же обычно имеются крепежи под дисковые и обычные (V-brake)
тормоза, разъем для крепежа оси. Корона вилки соединяет два поршня вилки
и рулевую трубу велосипеда. Настройки амортизационной вилки велосипеда
обычно расположены на короне или в нижней части ног амортизационной
вилки.
По компановке велосипедные амортизационные вилки можно разделить на:
- Обычные амортизационные вилки - наиболее распространенные
амортизационные вилки с системой телескопа (две трубы разного диаметра
вдвигаются друг в друга). Длинноходные вилки обычно выполняются в виде
«двухкоронных» (два звена соединяющих «ноги» вилки).
- Перевернутые амортизационные вилки - система телескопа, но «поршни»
вилок находятся снизу. Это уменьшает «неподресоренную массу» (что
улучшает сцепление с поверхностью), но такие амортизационные вилки
становятся более тяжелыми и дорогими, к тому же, на «поршни» попадает
больше грязи.
- Специфические амортизационные вилки - амортизационные вилки для
велосипедов с многопоршневой и многорычажной системой, а также
амортизационные вилки с одной «ногой».
Нужно отметить, что при проектировании этих трех вилок был большой
ажиотаж как среди разработчиков, так и среди спортсменов, каждый из
которых восхволял одну разработку и доказывал ненужность другой. Дошло
даже до того, что появился интернет-аукцион, где
принимались ставки онлайн.
Отметим, что большинство современных амортизационных вилок имеет
рулевую трубу диаметром 1 и 1/8 дюйма (стандарт 1/8 распространен
больше). Этот общепринятый стандарт поддерживают производители
велосипедов, велосипедных рам и рулевых колонок.
По длине хода амортизационные вилки велосипеда можно разделить на:
- Короткоходные амортизационные вилки - ход 25-30 мм (1 дюйм). Амортизация для кроссовых, прогулочных и городских велосипедов.
- Средние амортизационные вилки - ход 50-75 мм (2 -3 дюйма) или ход
75-100 мм (3 - 4 дюйма). Амортизационные вилки для туризма, активного
катания и гонок Cross-Country.
- Длинноходные амортизационные вилки - ход 120-300 мм (5 - 12 дюймов)
и более. Амортизационные вилки для специализированных двухподвесных
велосипедов для скоростного спуска DownHill.